• ДНК сохраняется в земле на протяжении десятков тысяч лет.Вокруг Света. Украина
    Фото: MPI f. Evolutionary Anthropology
    Вторник, 28 декабря 2021

ДНК сохраняется в земле на протяжении десятков тысяч лет

Отложения, из которых извлекли археологические находки, долгое время считались учеными несущественным побочным продуктом раскопок.

Однако в последние годы было доказано, что отложения могут содержать древние биомолекулы, в том числе ДНК. «Извлечение ДНК древних людей и фауны из отложений открывает новые возможности для изучения географического и временного распределения древних людей и других организмов в местах, где их скелетные останки редки или отсутствуют», — говорит Маттиас Мейер, старший автор исследования и научный сотрудник Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге.

Чтобы исследовать происхождение ДНК в отложениях, исследователи Макса Планка объединились с международной группой геоархеологов — ученых, которые применяют геологические методы для реконструкции образования отложений и участков, чтобы изучить сохранение ДНК в отложениях в микроскопическом масштабе. Они использовали ненарушенные блоки отложений, которые ранее были взяты с археологических раскопок и пропитаны синтетической пластмассовой (полиэфирной) смолой. Закаленные блоки были доставлены в лабораторию и разрезаны для микроскопической визуализации и генетического анализа (на снимке вверху).

Исследователи успешно извлекли ДНК из коллекции блоков осадочных пород, законсервированных еще 40 лет назад в странах Африки, Азии, Европы и Северной Америки. «Тот факт, что эти блоки являются отличным источником древней ДНК — в том числе полученной от гомининов — несмотря на то, что они хранились десятилетиями в пластике, обеспечивает доступ к огромному неиспользованному хранилищу генетической информации», — считает геоархеолог Майк Морли из Университета Флиндерса в Австралии.

В частности, ученые использовали блоки отложений из Денисовой пещеры,  расположенной в Горном Алтае на юге Центральной Сибири, где была обнаружена ДНК неандертальцев, денисовцев и современных людей. Дийендо Массилани, ведущий автор исследования, смог выделить значительное количество ДНК неандертальцев всего из нескольких миллиграммов осадка. С помощью анализа ДНК он определил пол людей и выяснил, что они принадлежали к популяции, родственной неандертальцу, чей геном был ранее реконструирован из фрагмента кости, обнаруженного в пещере. «ДНК неандертальцев в этих небольших образцах отложений, залитых пластиком, была гораздо более концентрированной, чем то, что мы обычно находим в сыпучих материалах», — говорит он.

Ученый подчеркивает, что благодаря такому подходу в будущем станет возможным анализировать ДНК многих различных древних людей, используя всего лишь небольшой объем затвердевшего осадка.