• Древнейший предок светлячка найден застывшим в янтаре.Вокруг Света. Украина
    Фото: Chenyang Cai
    Среда, 20 января 2021

Древнейший предок светлячка найден застывшим в янтаре

Китайские, британские и чешские исследователи проанализировали окаменелость светящегося жука, обнаруженную в Мьянме. Экземпляру – 99 миллионов лет.

Дальний родственник современных светлячков помог энтомологам ответить на некоторые вопросы об эволюции биолюминесцентных насекомых.

Они давно интересовали ученых. Науке известно 3500 видов биолюминесцентных насекомых.

Ранее энтомологи обнаружили, что современные светлячки излучают свет в результате химической реакции в своем теле. Когда ряд ингредиентов, в частности люциферин и люцифераза, взаимодействуют с кислородом, возникает мерцание.

С помощью свечения жук защищался и искал себе пару

Жук, известный как Cretophengodes, был найден окаменелым в куске янтаря на севере Мьянмы. В меловой период в лесах Юго-Восточной Азии было полно насекомых, отметил автор исследования Чэньян Цай из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук в Пекине.

От каждого усика жука отходило по 12 сегментов. Но что особенно привлекло внимание Цая, так это световой орган, расположенный в брюшке окаменелого насекомого. Этот орган сообщал жуку биолюминесценцию: способность живого организма излучать собственный свет.

Один из древнейших биолюминесцентных жуков, Cretophengodes дал исследователям представление о ранних эволюционных строительных блоках огромного надсемейства Elateroidea. К нему, кстати, принадлежат и современные светляки.

Цай предположил, что биолюминесцентность использовалась древними насекомыми в первую очередь в качестве защитного механизма. Сперва эту способность развили более мягкие, уязвимые виды. Свечение отпугивало их врагов. Позже, по мнению исследователей, биолюминесцентность стала помогать жукам в поиске партнера.

Результаты исследования опубликовал журнал Proceedings of the Royal Society.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», генетики установили, что 100 млн лет назад светлячки светились темно-зеленым.