• Древний предок млекопитающих впадал в зимнюю спячку.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Пятница, 28 августа 2020

Древний предок млекопитающих впадал в зимнюю спячку

Листозавру, обитавшему на Земле 250 миллионов лет назад, спячка помогала пережить голод и холод.

Американские палеонтологи установили, что дальние родственники млекопитающих – растительноядные рептилии листозавры (Lystrosaurus) – обладали этим адаптационным свойством.

К такому выводу ученые их Вашингтонского университета и Гарварда пришли в результате анализа окаменелых останков листозавров, которые обитали на планете в триасовый период (250–202 млн лет назад).

Фото: University of Washington/Crystal Shin

Состояние спячки помогало этим теплокровным животным пережить неурожайный год или полярную зиму.

Благодаря спячке листозавры выжили в период массового вымирания

Листозавры были широко распространены по всей Земле. Коренастые и приземистые животные, немного похожие на свиней, зубов не имели. Однако природа наградила этих животных парой клыков, которые, скорее всего, использовались для добычи растительной пищи.

Меган Уитни из Гарварда и Кристиан Сидор из Вашингтонского университета изучили клыки листозавров и установили: дентин на них нарастал неравномерно.

Ученые, в частности, проанализировали поперечные срезы клыков шести листозавров из Антарктиды и четырех – из Южной Африки. Тонкие кольца на клыках демонстрировали нормальный рост костной ткани. А вот широкие свидетельствовали о том, что животные регулярно испытывали метаболический стресс. То есть, меньше ели, двигались и больше спали.

Меган Уитни высказала предположение: спячка помогла листозаврам, которые населяли планету еще до динозавров, пережить самое массовое вымирание в истории Земли 252 миллиона лет назад: на рубеже пермского и триасового периодов.

Спячка – это форма оцепенения, которая встречается у ряда теплокровных животных, таких как медведи, грызуны, ехидны, ежи и барсуки.

Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», медведи вышли из спячки на месяц раньше из-за теплой зимы.