• Генетики доказали факт беспричинной резни более 6 тысяч лет назад.Вокруг Света. Украина
    Фото: Mario Novak
    Пятница, 12 марта 2021

Генетики доказали факт беспричинной резни более 6 тысяч лет назад

Международная группа исследователей из институтов в Хорватии, Австрии и США опубликовала результаты генетического анализа останков, обнаруженных в местечке Поточани в Хорватии.

Ученые сообщают, что в этом месте 6200 лет назад произошло необъяснимое массовое убийство 41 человека, включая 21 ребенка. На сегодняшний день антропологический и геномный анализ ранних массовых убийств выявлял случаи, когда жертвы были убиты во время сражений, межгрупповых конфликтов или во время религиозных ритуалов. Однако причина резни в данном случае непонятна.

Исследование ученых основано на обширном (одном из крупнейших на сегодняшний день) генетическом анализе убитых в массовой резне тысячи лет назад. Генетики сделали вывод, что тогда произошло крупномасштабное для того времени неизбирательное убийство. Авторам удалось получить ДНК из костей 38 из 41 жертв, найденных в общей могиле. Все они принадлежали к ласиньской культуре.

Ласиньская (балатонско-ласиньская) культура, или культура Балатон-Ласинья, — археологическая культура эпохи энеолита, существовавшая в период 3700—3200 годов до н. э. на территории современной северной Хорватии, Боснии и Герцеговины (Посавина), Словении, Австрии. Культура названа по месту раскопок в города Ласиня в Карловацкой жупании.

Комбинация генетического и морфологического анализа позволила выявить захороненных в могиле лиц обоих полов (21 мужчина и 20 женщин) и разных возрастных групп. Среди убитых были двое детей в возрасте от двух до пяти лет, девять детей старшего возраста в возрасте от шести до 10 лет и 10 подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Из оставшихся 20 взрослых 14 человек были в возрасте от 18 до 35 лет и пять человек в возрасте от 36 до 50 лет. Возраст одного из убитых определить не удалось.

Генетический анализ показал, что, хотя некоторые люди в могиле были связаны семейными узами (например, в яме были обнаружены молодой человек, две его маленькие дочери и его племянник), большинство людей (70 процентов) не были родственниками. Однако все они имеют общую гомогенную родословную, преимущественно относящуюся к анатолийскому неолиту с девятью процентами западноевропейских охотников-собирателей. Это указывает на то, что местное население было большим и стабильным, и что резня не была вызвана прибытием новой, генетически не связанной группы.

Результаты показывают, что массовые неизбирательные убийства не ограничиваются только современными и историческими периодами, но также являются важным процессом в догосударственных обществах. Авторы отмечают, что потребуется дальнейший генетический анализ древних мест массовых убийств, чтобы определить, насколько часто такой тип насилия встречался в прошлом.

«Вокруг Света. Украина» писал о том, что такое генетический код. Генетический код — это “язык программирования” для передачи наследственной информации.

По материалам National Geographic