• Фото: EPA
    Суббота, 8 декабря 2018

Генетики выяснили причину долголетия попугаев

В ДНК эптиц присутствуют гены, отвечающие за активность теломеразы.

Исследователи из Университета Карнеги и Орегонского университета здоровья провели генетический анализ попугая вида синелобый амазон и сравнили его материал с ДНК 30 других видов птиц. Ученые выделили гены, которые могут быть причиной долголетия.

Некоторые попугаи способны прожить в неволе до 90 лет. Это время сопоставимо с несколькими веками для человека. Морган Витлин и ее коллеги хотели выяснить причину такой продолжительности жизни.

Они обнаружили уникальные для попугая генные структуры. Во-первых, гены, которые стимулируют активность теломеразы. Теломераза — фермент обратной транскриптазы, деятельность которого направлена на удлинение или сохранение текущего состояния теломер — концевых участков хромосом, которые уменьшаются с каждым делением клеток. Теломеры обуславливают количество делений клетки, прежде чем та умирает. С этим явлением связан эффект старения организма. При возможном восполнении теломер клеточная структура может стать бессмертной.

Во-вторых, они обнаружили механизм, который регулирует жизненный цикл клеток. По их мнению, его параллельная эволюция с генами, активирующими теломеразу, позволила птицам избежать развития рака, которое возможно при отсутствии контроля.

В-третьих, они выделили уникальные для этого вида попугаев паралоги (один из генов, возникших при дупликации исходного гена в случае хромосомной мутации). Ученые ассоциировали их с генами человека, которые связаны с когнитивными способностями, увидев в этом признаки конвергентной эволюции.

Морган Виртлин надеется, что последующие, более детальные исследования позволят команде раскрыть первопричины способностей попугаев, связанных с речью.

Напомним, что ранее ученые исследовали ДНК летучих мышей и также обнаружили гены долгожительства.

По материалам Current Biology