• Исследование: растения не чувствуют боли и одиночества.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Пятница, 5 июля 2019

Исследование: растения не чувствуют боли и одиночества

Вопреки давним гипотезам о сверхчувствительности растений, их реакции носят исключительно генетически запрограммированный характер.

Ответственность за очеловечивание флоры в большей мере лежит на совести писателей-фантастов и кинематографистов. В реальной жизни, как заявляет почетный профессор молекулярной и клеточной биологии Линкольн Таиз из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, цветы и деревья такими возможностями не обладают.

Выводы основаны на новейших экспериментах, а также на анализе предыдущих исследований, проведенных физиологами Тоддом Фейнбергом и Джоном Маллаттом. Результаты были опубликованы в журнале «Тенденции в науке о растениях».

В результате длительных наблюдений несколько лет назад Фейнберг и Маллатт первыми пришли к выводу, что только позвоночные, членистоногие и головоногие обладают пороговой структурой мозга для осознания действительности. Ученые исследовали эволюцию сознания путем сопоставления деятельности простых и сложных структур мозга.

Наблюдая за функционированием мозга у животных, которые находятся на разных ступенях организации, Фейнберг и Маллатт уделили значительное внимание тем видам, которые лишены сознания.

Профессор Таиз заметил: «А если есть животные, у которых нет сознания, то можете быть уверены, что у растений, у которых даже нет нейронов (не говоря уже о мозге), сознания тоже нет».

Фото: Shutterstock

Растения и животные развивают совершенно разные жизненные стратегии. А мозг – очень «дорогой» орган. Иметь высокоразвитую нервную систему — это совершенно не дало бы никаких преимуществ растениям, считает профессор Линкольн Таиз.

Форма листа меняется не от испуга или боли

Растения демонстрируют простое использование электрических сигналов с помощью двух возможных механизмов: первый регулирует распределение заряженных молекул по мембранам, а второй ответственен за отправку сообщений на большие расстояния по всему организму.

В первом случае листья растения могут свернуться, так как ионы передают сигнал о выходе воды из клеток. То есть, форма листа меняется не от испуга или болевого ощущения, а от дегидратации.

Во втором случае укус насекомого на одном листе может инициировать защитные реакции удаленных листьев. Оба случая выглядят так, как будто растение выбирает: реагировать ему на раздражитель или нет. Но исследователи подчеркнули, что эта «реакция» генетически закодирована и отлажена у нескольких поколений в результате естественного отбора.

Вывод: да, растения отвечают на действие раздражителей, но это поведение генетически закодировано и не имеет отношения к мгновенной реакции.

По материалам Deccan Chronicle