• Как скрещивание помогает биологам спасти исчезающие виды.Вокруг Света. Украина
    Фото: Лилит Зечерли
    Понедельник, 22 февраля 2021

Как скрещивание помогает биологам спасти исчезающие виды

Что вы получите, если скрестите две разные линии вымирающего вида? Для ученых, надеявшихся возродить вымершую популяцию диких ослов в Израиле, ответом стала удачная случайность.

Азиатский дикий осел — родственник домашнего осла, который, как следует из названия, никогда не был приручен. Это дикое животное обитает в степях и пустынях Западной и Центральной Азии, от Средиземноморья до Монголии. Поскольку они варьируют по размеру и цвету, от бледно-песочного до темно-охристого, азиатские дикие ослы подразделяются на пять подвидов: монгольский, индийский, иранский, туркменский и сирийский. Последний когда-то бродил по Ближнему Востоку, но чрезмерная охота привела к его исчезновению в 1920-х годах.

Надеясь вернуть этот вид в пустыню Негев, Израиль начал программу реинтродукции в 1968 году. Идея заключалась не в том, чтобы воскресить вымершего сирийского дикого осла, а в том, чтобы ввести максимально похожий эквивалент, который выполнял бы экологическую роль вымершего подвида.

Израиль импортировал 11 азиатских диких ослов из зоопарков Ирана и Европы, но не все 11 были одинаковыми. Фактически, они принадлежали к двум подвидам из Ирана и Туркменистана. Так, в заповеднике Хайбар Йотвата в Израиле случайно была создана смешанная популяция, в результате чего получился новый гибрид осла.

Преднамеренное скрещивание двух разных подвидов может привести к появлению менее здорового или жизнеспособного потомства. Но, в данном случае, все прошло вполне успешно.  В исследовании, опубликованном в Evolutionary Applications, на основании изучения генетики гибридной популяции, поясняется, как смешение подвидов помогло добиться успеха реинтродукции.

Что не так с гибридами?

Отдельные виды и подвиды генетически различны. Если они слишком разные, их гибридное потомство, вероятно, будет менее здоровым, чем родители. Генетическая несовместимость лошадей и ослов означает, что их гибриды — мулы и лошаки — бесплодны . Подвиды более похожи генетически, чем виды, и реже сталкиваются с этой проблемой, но есть и другие проблемы.

Различные подвиды одного и того же вида могут обладать уникальными генетическими приспособлениями, которые они развили для того, чтобы процветать в своей конкретной среде. Метисы будут иметь меньше этих адаптаций и в результате могут столкнуться с трудностями. Представьте себе результат скрещивания тигра из Сибири с тигром с Суматры: их потомство может оказаться плохо приспособленным к жизни и в заснеженных северных краях, и в тропических лесах.

Но смешивание разных популяций также может помочь противодействовать проблемам их небольшого размера и близкородственного скрещивания.

Вернуться в Негев

В Израиле популяция азиатских диких ослов быстро выросла с 11 основателей смешанной племенной группы в 1968 году до примерно 300 диких животных сегодня. Быстрорастущее население — признак здоровья. Однако, начиная с небольшого числа животных-основателей существует риск создания повторно интродуцированной популяции с низким генетическим разнообразием. Но анализ ДНК, популяции обнаружили, что все протестированные особи диких ослов, бродящих сегодня по израильской пустыне, являются генетическими гибридами и унаследовали половину своих генов от каждого из двух подвидов.

Это более удивительно, чем кажется. Если генетическая несовместимость между двумя подвидами обычно делает гибриды менее здоровыми или плодовитыми, мы ожидаем, что они произведут меньше жеребят, чем дикие ослы чистопородного происхождения. Таким образом, по прошествии нескольких поколений можно ожидать увидеть в популяции и чистокровных ослов, поскольку они, по-видимому, лучше подходят для разведения здорового молодняка, чем гибриды. Тем не менее, исследователи не нашли чистокровных особей, что свидетельствует об отсутствии генетических препятствий для скрещивания.

Что еще более важно, гибридная популяция со временем стала более разнообразной генетически. Это может объяснить ее быстрый рост и указать на то, что израильская популяция диких ослов хорошо подготовлена ​​к будущим вызовам, таким как болезни и изменение климата.

Разнообразие против чистоты

Реинтродукция в Израиле — редкий успех в сохранении азиатских диких ослов. В других повторных интродукциях использовался только один подвид, и большинство из них потерпели неудачу.

Так, когда 11 туркменских диких ослов были повторно введены в заповедник в Туркменистане , полученная популяция потеряла большую часть своего генетического разнообразия в течение четырех поколений. На сегодняшний день только пять из 18 попыток реинтродукции диких ослов оказались успешными, включая попытку в Израиле.

А в Венгрии ученые случайно вывели причудливый гибрид двух вымирающих рыб.

По материалам The Conversation