Проведенное недавно исследование в храме египетской царицы Хатшепсут неподалеку от Фив привело ученых к выводу о том, что египетские мастера поправляли работы друг друга при отделке гробницы. Вероятнее всего, по мнению исследователей, над росписью и архитектурой храма работали ремесленники и их ученики.

Изучая два огромных рельефа, на которых изображены почти 200 фигур и сюжетов, включающих подношения в виде фруктов и корзин с птицами, археологи обнаружили множество несоответствий в художественных стилях. Следы долота на стенах храма указывают, в каких местах были нанесены исправления. Именно это позволило команде из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета.
«Так как у нас есть большое количество фигур с повторяющимися деталями, мы можем сравнивать эти детали и качество изготовления, — говорит исследователь Анастасия Ступко-Любчинская, — если рассмотреть большинство из них, легко заметить, где работа выполнена лучше».
Большинство фигур на стенах храма имеют идентичный дизайн, однако некоторые из них демонстрируют явные различия. Некоторые ноги и туловища изображенных людей имеют неаккуратные сточенные края. Парики, которые можно увидеть на резьбе, также разнятся по качеству: «Самые ловкие из скульпторов создавали один завиток на парике тремя ловкими ударами инструмента, тогда как ученикам требовалось множество ударов для достижения результата»— комментирует научный корреспондент London Times Рис Блейкли.

Археологи также отметили, что один из париков был выполнен в манере, явно указывающей на то, что мастер помогал ученику добиться лучших результатов. парик был изображен с виртуозностью, отличной от других таких же деталей, при этом в работе были заметны два «почерка», один из которых принадлежал мастеру, а второй ученику, более искусному, чем остальные.
Работая в храме-мортуарии Хатшепуст с 2006 по 2-13 год, исследователи потратили сотни часов, копируя рисунки на листы пластиковой пленки, тщательно отслеживая и изучая каждое произведение искусства, подолгу сидя на строительных лесах.
«Я не могла перестать думать о том, что наша команда копирует действия тех, кто создал эти изображения 3500 лет назад. Древние мастера сидели на строительных лесах, и подобно нам, болтали, и делали свою работу», — вспоминает Ступко-Любчинская.
Египетские мастера создавали рельефы в семь этапов. Стены разделялись на квадратные сетки, чтобы точно перенести предварительные эскизы красной и черной краской. Затем изображения высекались на известняке. Перед тем, как довести изображение до конечной стадии, работа проверялась и корректировалась мастером-ремесленником.
Так как каждый следующий этап по сути стирал следы предыдущего, готовые рельефы, как правило, не содержат следов отдельных этапов. Однако Анастасия Ступко-Любчинская нашла доказательства почти всех этапов, включая квадратной сетки.
Результаты исследования команды опровергают прежние представления о том, что над монументальными арихектурными проектами работали только обученные художники, и доказывают, что в процессе принимали участие как мастера, так и ученики.
По материалам Smithsonian Magazine
Читайте также:
В Египте нашли гробницу главного казначея Рамзеса II
Загадка фараона: в Египте раскопали затерянный храм Солнца