• На Марсе обнаружили подземные озера.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESA
    Среда, 30 сентября 2020

На Марсе обнаружили подземные озера

Два года назад подо льдом на марсианском южном полюсе было обнаружено большое соленое озеро. Научное сообщество отнеслось к этому открытию с некоторым скептицизмом, ведь оно основывалось всего на 29 замерах, сделанных в период с 2012 по 2015 годы. Многие исследователи заявили, что им нужно больше доказательств для подтверждения открытия.

Теперь международная группа ученых, многие из которых участвовали в исследовании 2018 года, проанализировала данные еще 134 замеров за период с 2010 по 2019 гг. Ученые использовали данные радара Marsis, который расположен на борту орбитальной станции Mars Express. Станция вращается вокруг Красной планеты с декабря 2003 года.

Marsis излучает радиоволны, которые отражаются от материала на поверхности Марса и под ней. Характер отражения этих волн указывает на тип материала. К примеру, в местах, где имеются обширные резервуары жидкости, интенсивность отражения возрастает.

Изучая данные Marsis, ученые не только подтвердили изначальное открытие, но и нашли еще три озера меньшего размера, которые окружают основное.

Озера расположены на площади около 75 000 квадратных километров, что эквивалентно одной пятой территории Германии. Самое большое центральное озеро имеет ширину 30 километров. Оно окружено тремя озерами меньшего размера, каждое по несколько километров в ширину.

Из-за ограниченных технических возможностей радара и его удаленности от марсианской поверхности исследователи не могут с уверенностью сказать, связаны водоемы между собой или нет.

Есть ли в марсианских озерах жизнь?

Подземные озера потенциальная среда обитания марсианской жизни. Однако вода в этих водоемах настолько соленая, что в ней, кажется, не выживут и самые стойкие микробы.

На глубине полутора километров под марсианской полярной шапкой, где расположены озера, температура держится на уровне значительно ниже точки замерзания. Поэтому, чтобы вода сохраняла жидкое состояние, она должна иметь высокое содержание соли.

Ученые считают, что концентрация соли в марсианских озерах примерно в 20 раз больше, чем в морской воде. В таких условиях известные науке живые организмы обитать не могут.

Как сообщал «Вокруг света Украина», NASA выпустило анимацию, демонстрирующую движение облаков на Марсе. Подобные моделирования не просто завораживают  они также помогают исследователям лучше понять климат Красной планеты.

По материалам Nature