• Найдено новое доказательство внеземного происхождения пептидов.Вокруг Света. Украина
    Фото: Jens Meyer/University of Jena
    Пятница, 11 февраля 2022

Найдено новое доказательство внеземного происхождения пептидов

Ученые из университета Фридриха Шиллера и института Макса Планка обнаружили новую подсказку в поисках происхождения жизни. Они продемонстрировали, что пептиды могут формироваться их пыли в условиях, которые преобладают в открытом космосе.

Пептиды — молекулы, которые представляют собой основные строительные кирпичики жизни, могли зародиться вовсе не на нашей планете. А образоваться где-то в космическом молекулярном облаке.

Цепочки аминокислот

Вся известная нам жизнь состоит из идентичных строительных элементов. В них входят пептиды, которые выполняют в нашем теле самые разные функции. Они переносят вещества, ускоряют реакции или создают стабилизирующие элементы в клетках. Пептиды состоят из отдельных аминокислот, которые соединяются в определенном порядке. Именно этот порядок и определяет свойства пептида.

Одним из главных вопросов происхождения жизни является тот, как же эти биомолекулы вообще появились? Аминокислоты, нуклеиновые основания и разнообразные сахара, которые находили на метеоритах, говорят о том, что у пептидов может быть и внеземное происхождение. Однако для того, чтобы из отдельных аминокислот сформировались пептиды, нужны очень определенные условия. Ранее считалось, что такие условия скорее всего присутствовали на Земле.

На первом этапе нужна вода. Но на втором этапе воды быть не должно. При создании пептидов аминокислоты объединяются, образуя цепочку. Чтобы это произошло, каждый раз должна быть вытеснена одна молекула воды. Вычисления показали, что аминокислота глицин может быть образована с помощью химического прекурсора аминокетена, соединенного с молекулой воды.

Вооружившись этим знанием, команда во главе с физиком Краснокутским получила возможность продемонстрировать прохождение  реакции, которая могла произойти в условиях космоса и для которой не требовалось воды.

Ученые решили проверить, не мог ли аминокетен встраиваться в молекулы напрямую для формирования пептидов. И они это проделали в условиях, которые существуют в космических молекулярных облаках, то есть по сути в частицах пыли в вакууме. В этих облаках встречаются в изобилии нужные химические вещества: углерод, аммоний и окись углерода.

Исследование показало, что в условиях открытого космоса пептид полиглицин образуется из простых химических веществ. В этом эксперименте ученые также смогли заметить и аминокетен. Именно благодаря аминокетену реакция может проходить при столь низких температурах.

Теперь стало ясно, что не только аминокислоты, но и пептидные цепочки могут создаваться в условиях космоса. И ученые могут рассматривать не только Землю, но и космос как место, где зародилась жизнь.