• Наука
    Воскресенье, 9 сентября 2018

Нейробиологи нашли "клетки храбрости" в человеческом мозге

За склонность человека к риску, как оказалось, отвечает гиппокамп.

Ученые из университета Уппсалы в Швеции и Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти в Бразилии установили зависимость между клетками определенного типа в гиппокампе и склонностью человека к риску.

Гиппокамп часть лимбической системы головного мозга. Большинство ученых считают, что гиппокамп отвечает за запоминание и хранение информации, но остальные его функции пока не до конца ясны.

Чтобы узнать, какие процессы в головном мозге различаются у людей с разной склонностью к риску и степенью тревожности, ученые стимулировали некоторые зоны мозга. Выяснилось, что при стимулировании группы OLM-нейронов в гиппокампе регистрируются ритмы головного мозга, характерные для состояния, когда животное или человек чувствует себя спокойно в присутствии опасности. Таким образом, можно регулировать тревожное состояние человека, управляя OLM-нейронами.

Наша способность испытывать тревогу — адаптивная и необходима в процессе выживания. Однако у большого числа людей этот механизм защиты может работать неправильно. Несмотря на то что современного человека поджидает гораздо меньше опасностей, чем его предков, подобная дисфункция, вызывающая отсутствие тревоги, может сильно мешать в повседневной жизни. В случаях повышенной тревожности врачи чаще всего советуют пациентам принимать антидепрессанты, которые влияют на весь мозг, что чревато побочными эффектами.

Однако терапия, подразумевающая воздействие на определенную группу клеток, выглядит наиболее разумной в этой ситуации. OLM-нейроны уже удавалось контролировать при помощи некоторых веществ. Например, ученые обнаружили, что эта группа клеток головного мозга очень восприимчива к никотину.

«Это исследование может пролить свет на вопрос, почему некоторые люди много курят, когда нервничают», — отмечает автор работы доктор Ричардсон Лео.

Определение роли OLM-нейронов в управлении степенью тревожность и предрасположенностью к риску может помочь в создании анксиолитиков и антидепрессантов без общих побочных эффектов.

По материалам Nature Communications