• Некоторые формы жизни любят погорячее.Вокруг Света. Украина
    Фото: Woods Hole Oceanographic Institution
    Вторник, 26 января 2021

Некоторые формы жизни любят погорячее

Даже в кислотных струях вулкана, извергающегося на глубине 2000 метров, уютно устроились микроорганизмы.

Кто-то любит тепло, кто-то холод, а кто-то чувствует себя как дома только среди обжигающих кислотных струй подводного вулкана. К последним относятся организмы, известные как экстремофилы, которые процветают в условиях, способных немедленно убить любое другое из земных существ.

Члены этой группы, как правило, имеют микроскопические размеры. В их число входят стойкие к радиации тихоходки, любящие давление прокариоты на дне Марианской впадины и бактерии, выделяющие кислоту, которые делают Большой призматический источник Йеллоустоуна таким ярким.

Не стал исключением и глубоководный вулкан, расположенный в 320 км. к северо-востоку от Новой Зеландии и названный за двойное жерло «Братьями». В его струях обитают около 300 ранее неизвестных микроорганизмов.

В исследовании, опубликованном в конце декабря 2020 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, международная группа морских биологов сообщила о результатах исследования, выполненного с помощью  дистанционно управляемого робота. С его помощью были взяты пробы отложений, сформировавшихся из выбросов гидротермальных жерл «Братьев» на глубине 1800 метров. В ходе анализа ДНК этих отложений команда обнаружила 285 новых видов живых существ, ранее неизвестных науке. Бактерии 202 видов и 83 вида архей, древних одноклеточных микроорганизмов, прекрасно чувствуют себя в горячих струях на большой глубине.

При этом, команда обнаружила, что, как и в Большом призматическом источнике Йеллоустоуна, разные типы микроорганизмов облюбовали разные части вулкана, отличающиеся друг от друга температурой и кислотностью окружающей воды. Некоторые виды предпочитают стены кальдеры, которая изобилует дымовыми трубами высотой 65 футов (20 м), извергающими жидкость, насыщенную металлами, при температуре 320оС. Другие плавают в воде, насыщенной сернистыми газами, вытекающими из двух источников недалеко от центра кальдеры, при температуре 120оC.

Помимо добавления большого числа новых видов к общему древу микробной жизни, эти результаты могут дать исследователям новый один инструмент для изучения самых экстремальных мест Земли, связав генетические признаки микроорганизмов с условиями их обитания, поскольку организмы, обнаруженные в «Братьях», предпочитали разные условия. Таким образом, ДНК микроорганизмов сможет стать источником ценной информации об условиях среды их обитания, в тех случаях, когда традиционные измерения слишком сложны или вовсе невозможны.

Тем временем, на Гаваях  в кратере действующего вулкана появилось озеро. Есть все основания думать, что и в нем могут быть обнаружены следы экстремальных форм жизни.

По материалам  Live science