• Особое строение костей помогло динозаврам выдерживать большой вес.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Четверг, 20 августа 2020

Особое строение костей помогло динозаврам выдерживать большой вес

Американские исследователи считают, что конечности динозавров чрезвычайно выносливы благодаря уникальной структуре костей.

Она отлична от строения костной ткани млекопитающих и птиц: древних и современных.

Некоторые динозавры были настолько большими, что когда они шли, сотрясалась земля. Но как их конечности выдерживали такой груз?

Команда палеонтологов, инженеров-механиков и биомедицинских инженеров исследовала кости верхних и нижних конечностей гадрозавров и зауроподов. Окаменелости этих длинношеих и крупнотелых травоядных неоднократно находили на всех континентах.

Оказалось, cтруктура трабекулярной или губчатой ​​кости динозавров, которую изучали исследователи, уникальна. Об этом рассказал Энтони Фиорилло, палеонтолог из Южного методистского университета (Техас, США).

Трабекулярная кость встречается в местах соединения сухожилий с длинными трубчатыми костями. В частности, внутри позвонков, в крупных плоских костях, костях таза. Трабекулярная кость представляет собой густой переплет жестких перекладин и пластинок разной толщины и формы, размещеных в разных направлениях.

Команда проанализировала компьютерную томографию костей динозавров и сравнила их с окаменелостями вымерших млекопитающих, таких как сибирские тигры и мамонты. А также – с костями животных, живущих сегодня, например, овец и слонов.

В отличие от костей млекопитающих и птиц, губчатая кость динозавров не утолщается по мере увеличения размеров тела динозавров, утверждает палеонтолог.

Вместо этого увеличивается плотность связей внутри губчатой ​​кости, добавил он. Именно без этого адаптационного свойства динозаврам было бы очень трудно передвигаться.

Фото: Shutterstock

Исследование показало, что увеличение связей между элементами трабекулярной ​​кости является наиболее эффективным механизмом укрепления конечностей у животных такого гипертрофированного размера.

Уникальное сотрудничество исследователей разного профиля

Авторы научной работы предположили, что результаты их исследования пригодятся разработчикам жестких и легких конструкций, которые могут использоваться в аэрокосмической, строительной или транспортной промышленности.

Понимание механики трабекулярной архитектуры динозавров поможет лучше понять устройство других легких и плотных структур, отметил Тревор Агирре, ведущий автор статьи из Университета штата Колорадо.

Как заключила команда, исследование продемонстрировало уникальное сотрудничество исследователей разного профиля.

Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», обнаружен новый пернатый динозавр с хвостом-кнутом.