• От Самоа до острова Пасхи - генетики составили карту путешествий древних полинезийцев.Вокруг Света. Украина
    Пятница, 24 сентября 2021

Известные мегалиты острова Пасхи имеют родственников на островах в тысячах миль к северу и западу. Но родство прослеживается и среди местных жителей, потомков людей, которые их создали.

В течение 250-летнего периода отдельные группы людей отправлялись с крошечных островов к востоку от Таити, чтобы заселить остров Пасхи, Маркизские острова и Райваваэ — архипелаги, которые находятся на расстоянии тысяч миль друг от друга. Но на всех этих островах можно встретить похожие друг на друга древние статуи.

Сразу две статьи, опубликованные в Nature в один день, 22 сентября сообщают о тесной генетической связи населения этих островов.

Используя анализ ДНК, генетики и антропологи Стэндфорского и Гавайского университетов смогли нанести на карту и датировать первый путь заселения полинезийцев, который начался в Самоа и распространился по Тихому океану между 830 и 1360 годами. Результаты показывают, что расширение произошло быстро — примерно на протяжении 17 поколений — опередив серьезные изменения в языке или культуре, которые могли служить маркерами.

Исследователи смогли собрать воедино загадку миграции через Тихий океан, сравнив генетический материал у 430 современных жителей 21 острова.

Внешняя экспансия из Самоа развернулась на запад до Фиджи, Тонги на юге, а затем до Раратонги на востоке примерно в 830 году.

Маленькие атоллы

Несколько сотен лет спустя потомки первопоселенцев на Раратонге отправились в путь, чтобы обосноваться на современном Таити и архипелаге Туамоту, расположенном недалеко от него. Именно с островков Туамоту и были предприняты самые амбициозные путешествия.

В настоящее время малонаселенные, отчасти благодаря своей роли ядерных полигонов, Туамоту занимают территорию, равную расстоянию между Англией и Грецией. В стэнфордском исследовании отмечается, что эти низколежащие острова, вероятно, возникли из-за понижения уровня моря всего за несколько сотен лет до того, как там поселились полинезийцы.

Освоение Туамоту стало отправной точкой для дальнейшего расселения на Маркизских островах, Рапа-Нуи (остров Пасхи) и Райваваэ, где коренные американцы с северо-западного побережья Южной Америки и полинезийцы встретились и смешались примерно в 1200 году.

Древние ключи к современной ДНК

Ранее генетические исследования древних народов, как правило, сосредотачивались на образцах древней ДНК, обнаруженных на археологических раскопках. Но стэнфордским исследователям удалось найти контрольные последовательности, скрытые в современной ДНК, несмотря на то, что сегодняшнее полинезийское население имеет смешанное генетическое наследие, со следами Европы, Африки и других мест в родословной.

Генетики использовали новейшее программное обеспечение для анализа образцов, взятых от 430 жителей с 21 острова, с тем, чтобы определить повторяющиеся генные паттерны, характерные для полинезийцев, блокируя последовательности ДНК, связанные с европейским или другим происхождением. Используя эти генетические ключи, команда нарисовала генеалогическое древо через Тихий океан, с востока на запад.

Поскольку цепи ДНК укорачиваются по мере их повторного объединения из поколения в поколение, длина общих сегментов показывает, сколько поколений прошло между каждым переселением.

Практически все полинезийцы, в частности самоанцы, тонганы и жители Маркизских островов, были татуированы. Татуировки имели точный смысл: например, они могли указывать на статус человека в обществе или его воинские таланты. Сочетание разных рисунков передавало личную историю каждого человека.