• Пестициды не дают пчелам уснуть.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Пятница, 22 января 2021

Пестициды не дают пчелам уснуть

Недостаток сна резко снижает продолжительность жизни пчел и ухудшает их состояние здоровья. Сонным пчелам также труднее общаться и находить пищу.

Группа исследователей из Бристольского университета изучила влияние инсектицидов на мух, шмелей и пчел. Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Как оказалось, воздействие так называемых неоникотиноидов — наиболее часто используемых инсектицидов — может нарушить циркадные ритмы пчел. Это приводит к тому, что насекомые теряют чувство времени и, как следствие, плохо спят, что снижает их способность общаться и ориентироваться.

Эксперты обнаружили, что неоникотиноиды снижают качество сна также у шмелей и плодовых мух, что, в частности, объясняет, почему шмели исчезают из дикой природы.

В нормальных условиях пчелы спят от пяти до восьми часов в ночное время. Качественный сон важен для насекомых так же, как и для людей, для их здоровья и для формирования долговременных воспоминаний. Между тем, пестициды, в тех концентрациях, которые используются в сельском хозяйстве, нарушают способность мозга насекомого запоминать, и сбивают его биологические часы. Это приводит к тому, что пчелы пытаются добывать корм ночью, с меньшей производительностью, и постоянно остаются вялыми.

Поскольку пчелы используют танец, чтобы сообщить, где были найдены источники пищи, сонные пчелы могут сбивать с пути своих собратьев, тратя время и энергию всего роя. Недосыпающие пчелы также часто не находят дорогу домой.

Пчелы используют сахар для полетов и работы внутри гнезда, но пестициды снижают уровень сахара в их гемолимфе («пчелиной крови») и, следовательно, сокращают их запасы энергии. Это приводит к вялости и резкому снижению выживаемости.

Неоникотиноиды по-прежнему составляют почти четверть мирового рынка инсектицидов. Их интенсивное использование прямо связано с сокращением числа насекомых-опылителей во всем мире.

Между тем, тараканы успешно адаптируются к деятельности человека, становясь неуязвимыми для пестицидов и инсектицидов.

По материалам Daily mail и Nature