• Почему след от самолета иногда держится часами и при чем тут
    Фото: Michel Laplante
    Наука
    Понедельник, 15 марта 2021

    Почему след от самолета иногда держится часами и при чем тут "химия"? Поясняет синоптик

    Конденсационные следы от самолетов вдохновляют поклонников теории заговора. Интересно, что сказали бы уфологи, увидев эти следы в небе над Швейцарскими Альпами?

    Украинский метеоролог Игорь Кибальчич, инженер-синоптик Харьковского регионального центра метеорологии, рассказал об интересном феномене, замеченном в небе над Швейцарскими Альпами 10 марта. 

    Наверное, все счастливые свидетели этого зрелища — двух белых колец в синем небе — ломали головы, как могли образоваться облака такой идеальной формы. По словам очевидцев, кольца не таяли в небе несколько минут.  Но объяснение простое. “Специалисты из центра «MeteoNews» сообщают, что эти формы явно искусственного происхождения и, по всей видимости, являются конденсационными следами от прохождения военных самолётов, — пишет Игорь Кибальчич. — Неподалёку от места наблюдений расположен военный аэродром «Майринген», где подтвердили, что полеты действительно проходили в указанное время. При условии высокой влажности на эшелоне полёта в верхней тропосфере, конденсационные следы могут долго сохраняться на небе и даже разрастаться. Так случилось и в этот раз”.

    Такие кольцевые следы — уникальное явление и, скорее всего, возникли потому, что пилоты отрабатывали определенную траекторию полета.  Но вообще белые следы от самолета — самая обычная вещь.

    конденсационный след, химиотрасса

    Фото: Michel Laplante

    Конденсационный след состоит из конденсированных частиц воды или мельчайших ледяных кристаллов. Попросту, это пар. Влага конденсируется за двигателями самолета в результате действия нескольких основных факторов. Во-первых, в отработанных газах содержится какое-то количество водяного пара, и он добавляется к влаге, содержащейся в воздухе. А частицы сажи служат центрами конденсации. Во-вторых, температура воздуха в непосредственной близости к самолету снижается из-за низкого давления над крылом и внутри вихрей, созданных при обтекании корпуса. Дальше все зависит от параметров атмосферы на пути самолета. 

    Что такое химиотрасса?

    В последние десятилетия конденсационные следы самолетов породили массу конспирологических теорий. Дело в том, что нередко белая дорожка сохраняется в небе часами, хотя в большинстве случаев тает через несколько минут или даже вообще не образуется. Для человека подозрительного это повод задуматься. А тут еще военные добавляют масла в огонь, обсуждая «климатическое оружие». Скажем, во время войны во Вьетнаме с американских истребителей распыляли йодид серебра в облаках, что приводило к конденсации влаги, проливным дождям и наводнениям. Однако американцам, как известно, это не очень-то помогло. 

    Современные сторонники теорий заговора предполагают, что, в отличие от обычного конденсационного следа, долгоживущие следы — это результат распыления аэрозолей неизвестного назначения. Например, для контроля над рождаемостью, для регуляции погоды или других зловещих экспериментов. Конспирологи верят, что распылители устанавливают в туалетах пассажирских лайнеров или даже запускают специальные самолеты, замаскированные под пассажирские. Возник специальный термин химтрейлы (англ. chemtrails) или химиотрассы.

    Даже если вы не склонны верить в заговор мирового сионизма, масонов и Билла Гейтса, разница между быстро исчезающими и стойкими конденсационными следами все-таки вызывает любопытство. Мы попросили метеоролога Игоря Кибальчича пояснить, почему так происходит. 

    “Как долго сохраняется в небе конденсационный след, и возникает ли он вообще, зависит в первую очередь от влажности и температуры атмосферного воздуха, — говорит Игорь Кибальчич. — Чем выше влажность и ниже температура, тем больше водяного пара конденсируется, тем медленнее происходит испарение, а след получается насыщеннее и длиннее. В нём развиваваются конвективные движения, дополнительно способствующие конденсации. При относительной влажности, близкой к 100%, конденсационные следы могут существовать очень долго и постепенно превращаться в перистые или перисто-кучевые облака. И, наоборот, при низкой влажности и достаточно высокой температуре след может не возникнуть вовсе, так как пар в таких условиях не достигает перенасыщения”.  

    Человеку, далекому от метеорологии, может показаться, что температура и влажность на высоте 10 км, то есть там, где обычно летают пассажирские самолеты, всегда примерно одинаковая. Но это совсем не так. “Изменчивость атмосфере прослеживается на всех уровнях, она постоянно в движении и смене типов воздушных масс, — говорит Игорь Кибальчич. — Циклоны и атмосферные фронты охватывают всю толщу тропосферы, вплоть до 15-20 км в зависимости от широты, над которой находятся”.

    Теории заговора, конечно, оживляют ежедневную рутину и дают основания считать себя принадлежащим к “просвещенному меньшинству”, но природа дает гораздо больше поводов для удивления и восхищения, чем любые выдумки о химиотрассах. Скажем, вы видели когда-нибудь паргелий? Это один из видов солнечного гало, возникающий в морозные дни.

    Читайте также:

    Airbus создаст самолет с нулевыми выбросами

    «Пять солнц вместе»: в Китае на видео запечатлели редкий феномен