• Подводные жидкие озера на Марсе могут оказаться миражом.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESA/DLR/FU Berlin
    Понедельник, 24 января 2022

Подводные жидкие озера на Марсе могут оказаться миражом

Результаты нового исследования говорят о том, что под южным полюсом Марса озер скорее всего нет. Но теперь ученые знают, как им искать марсианскую воду в других местах.

В 2018 году ученые обнаружили доказательства существования озер с жидкой водой под поверхностью южного полюса Марса. Чтобы рассмотреть поверхность, скрывающуюся подо льдом, исследователи воспользовались радаром. На радаре они увидели яркие отражения, которые посчитали совпадающим с крупными объемами воды. Однако новое исследование предполагает, что это был всего лишь «пылевой мираж».

Международная группа астрофизиков сравнила наблюдения, полученные на южном полюсе с теми, которые проводились на остальной Красной планете. Если добавить воображаемый слой льда в километр толщиной на всю поверхность Марса, то наблюдения с радара показывали зоны с отражениями практически везде, особенно на вулканических нагорьях.

Исследователи предположили, что отражающие поверхности, которые были замечены на южном полюсе подо льдом, только выглядели как вода. И что эти структуры представляют собой либо богатые железом залежи древней лавы, либо высохшие русла рек, сейчас покрытые слоем минералов. Они думают, что их предположение намного обоснованней, чем теория об озерах. Поскольку если посчитать, что под южным полюсом Марса находятся именно озера, то тут же встает вопрос, как же они там сохранялись на протяжении миллионов лет.

Фото поверхности Марса, сделанное марсоходом Curiosity

Чтобы вода продержалась настолько близко к поверхности, нужно чтобы ее окружали очень соленые материалы. И при этом вода одновременно должна подогреваться мощным точечным источником тепла. Таких условий в этом месте попросту нет.

Уже не впервые существование жидких озер на Марсе подвергается сомнению. Только прошлым летом в академическом журнале выходила статья, в которой утверждалось, что источником отражений подо льдом могла быть глина. Этого материала на Марсе в избытке.

Хотя данное исследование и опровергает существование жидкой воды под поверхностью южного полюса в настоящее время, не все так плохо. Оно также дает ученым подсказку, где именно можно искать свидетельства существования древних озер и русел рек. А также возможность проверить гипотезу о масштабном высыхании Марса на протяжении миллиардов лет.

Недавнее исследование предположило, что 3 миллиарда лет тому назад Марс был студеным и влажным миром. Он обладал обширным северным океаном, а также протяженными ледяными шапками и ледниковыми долинами. Сейчас авторы этих двух исследований рассматривают возможность использования радара для поиска следов воды на Марсе.

Ранее портал «Вокруг Света. Украина» писал о том, что астрогеологи нашли, где именно может храниться скрытая вода на Марсе.

По материалам IFLScience