• Наука
    Среда, 3 октября 2018

Проблема выбора: ученые назвали оптимальное количество вариантов

Новое исследование объяснило, почему так тяжело принять решение при избытке предложений.

Международная команда ученых из Германии и США опубликовала исследование, в котором показала, что две области мозга — полосатое тело и передняя поясная кора — оценивают соотношение затраченных усилий и полученной выгоды, что и определяет желание или нежелание делать выбор.

В 2000 году в журнале Journal of Personality and Social Psychology появилось исследование, которое демонстрировало эффект избыточного выбора. Психологи устроили две акции в разное время. В первой покупателям предлагали 24 образца джема, во второй — шесть. Авторы заметили, что перед заставленным столом прохожие останавливались чаще, но реже решались на покупку. С «пустым» прилавком результаты оказались обратными: люди реже останавливались перед ним, но при этом в десять раз чаще покупали товар.

Сейчас биологи из Калифорнийского технологического института решили выяснить материальную причину этого явления. Они отобрали 19 добровольцев и провели эксперимент с их участием. Каждому из них предложили выбрать рисунок, который бы помещался на различные товары — например, на футболки или кружки. Выбор проходил в три стадии с последующим увеличением количества вариантов: сначала им предложили шесть разновидностей, затем 12 и под конец — 24. В каждом случае ученые сканировали мозги испытуемых при помощи фМРТ. В качестве контроля использовался тот же набор операций, но выбор в случайном порядке совершал компьютер.

Специалисты заметили наибольшую активность в двух регионах — полосатом теле и передней поясной коре. По словам одного из исследователей профессора Колина Камерера, нет ничего удивительного в том, что выделялись эти две области, потому что первая участвует в формировании условных рефлексов, а вторая рассчитывает потенциальные издержки и выгоду. По наблюдениям авторов, активность этих областей достигла максимума, когда выбор ограничивался 12 вариантами, и упала до минимума, когда появилось 24 образца. Ученые считают, что так мозг рассчитывает соотношение затраченных сил и возможную пользу. В последнем случае затраты оказались неоправданно высокими, поэтому мозг вовсе отказался от операции.

Авторы отмечают, что число 12 не обязательно является оптимальным. Его выбор определялся условиями эксперимента, но в действительности наилучшее количество вариантов может варьироваться от восьми до 15.

«Вокруг Света. Украина» писал о единственном магазине, где не нужно делать выбор.