Подобные искажения восприятия довольно распространены. Они возникают, когда наш мозг создает ярлыки, чтобы попытаться понять то, что мы видим. Обычно мы довольно хорошо используем эти ярлыки для правильного восприятия объектов, но иногда мы ошибаемся и видим лица, которых на самом деле нет.
Но черты лица — не единственное, что мы видим в неодушевленных предметах. Новое исследование показало, что мы также видим возраст, эмоции и пол. И при рассмотрении этих факторов ученых ждал сюрприз.
«Целью нашего исследования было понять, несут ли примеры парейдолии виды социальных сигналов, которые обычно передают лица, такие как биологический пол. Наши результаты показали поразительную предвзятость в восприятии пола: гораздо больше иллюзорных лиц воспринимались как мужские, чем женские», — сообщила исследователь психологии Университета Квинсленда Джессика Тауберт.
Исследователи набрали 3815 участников для онлайн-эксперимента, попросив их просмотреть более 200 фотографий иллюзорных лиц. Волонтеров попросили дать изображениям оценку из 10 за то, насколько легко они могли видеть лицо, а также указать, какие эмоции они видели на лице, возрастной диапазон лица и пол лица как «мужской», «женский» или «нейтральный».
Только результаты
Заявители видели на фотографиях в основном юные лица — либо детей, либо молодежь. С другой стороны, эмоции были весьма разнообразны: 34% изображений воспринимались как счастливые, 19% — удивленные, 19% — нейтральные и 14% — злые. Меньшее количество выражений воспринималось как эмоции печали, страха или отвращения. Но что действительно привлекло внимание исследователей, так это то, что воспринимаемый пол этих лиц сильно смещен в сторону мужского.
«Масштаб этой гендерной разницы был существенным: 90 процентов изображений иллюзорных лиц имели средний рейтинг мужчин, и только 9 процентов изображений имели средний рейтинг женщин», — подвела итоги команда.
Причина гендерных искажений
Исследователи провели больше экспериментов, анализируя, могла ли предвзятость быть вызвана семантическими ассоциациями пола, из-за названий предметов или самих предметов, визуально выглядящих мужчинами. Они также снова проверили изображения, но уже в оттенках серого, чтобы увидеть, могут ли цвета влиять на гендерное неравенство. Ни один из этих факторов не мог объяснить феномен.
Кроме того, команда создала иллюзии человеческого лица с неоднозначной гендерной принадлежностью, чтобы проверить, чаще ли участники просто отвечали «мужской», когда не были уверены в своем поле. Этот прием показал небольшое «женское» смещение, что также исключает эту гипотезу.
Наконец, ученые обратились к компьютерному моделированию, чтобы попытаться выяснить, могли ли определенные особенности, такие как угловатые, а не изогнутые лица, вызвать гендерную предвзятость. Но команда обнаружила, что, хотя визуальные особенности могут объяснить некоторую дисперсию, они не могут объяснить всю предвзятость.
Это означает, что мы до сих пор не уверены, что вызывает предвзятость восприятия, но исследователи делают некоторые предположения.
«Одна из возможностей заключается в том, что это связано с концептуальным или лингвистическим происхождением, поскольку мужчина является гендером по умолчанию в социальной коммуникации. Таким образом, восприятие иллюзорного лица в объекте вызывает понятие «человек», которое, в свою очередь, вызывает понятие «мужской», если дополнительная информация не предполагает иного», — заявили они .
Заключительная идея состоит в том, что мужской пол — это пол по умолчанию для лица, если только другие визуальные детали (например, ресницы, длинные волосы, подстриженные брови) не указывают на иное.
По материалам Science Alert
Фото: Depositphotos
Читайте также:
Обезьяны живут в мире оптических иллюзий