• Сифилис гулял по Европе до Колумба – новое исследование.Вокруг Света. Украина
    Понедельник, 17 августа 2020

Сифилис гулял по Европе до Колумба – новое исследование

В конце XV века Европу поразила ужасающая болезнь, жертвы которой страдали от нарывов по всему телу и буквально гнили заживо. Эпидемия сифилиса унесла жизни около 5 миллионов человек на континенте. Веками историки и археологи спорят о происхождении болезни, и многие обвиняют Христофора Колумба и его команду в том, что они привезли сифилис из Америки.

Исследователи давно спорят об обстоятельствах эпидемии сифилиса в Европе в 1495 году. Широко распространена гипотеза о том, что болезнь на континент занесли матросы с кораблей Колумба из Нового Света, которые, в свою очередь, заразились от аборигенов острова Гаити. Многие из них затем присоединились к многонациональной армии короля Франции Карла VIII, который вторгся в Италию в 1494 году. В результате в 1495 году, когда был взят Неаполь, среди его солдат возникла вспышка сифилиса.

Другие ученые утверждают, что сифилис циркулировал в Европе задолго до Колумба, а в конце 1400-х годов просто стал более опасным. Они указывают на растущее количество археологических свидетельств: останки скелетов со всей Европы с предполагаемыми повреждениями костей, некоторые из которых, возможно, датируются XIV веком. Однако поражения костей могут быть вызваны любым из трепонемных заболеваний, к которым относится сифилис.

В новом исследовании группа ученых во главе с Иоганнесом Краузе из Института истории человечества Макса Планка проанализировала останки девяти человек с подозрением на сифилис. Скелеты были найдены в результате археологических раскопок в Финляндии, Эстонии и Нидерландах.

На сегодняшний день известно несколько видов заболеваний, вызываемых спирохетами (род Treponema). Возбудителем сифилиса является одна из них — бледная трепонема (Treponema pallidum), открытая учеными в 1905 году. Исследователи измельчили кости в порошок и проанализировали его на наличие признаков трепонемной ДНК, которую, как известно, трудно восстановить, поскольку бактерия присутствует только в небольших количествах и быстро разлагается.

Ученым удалось восстановить и секвенировать ДНК трепонем из четырех образцов и сравнить последовательности с современным штаммом сифилиса. Они использовали технику молекулярных часов, которая отслеживает изменения в генах с течением времени, чтобы оценить возраст штаммов, и откалибровали этот возраст с помощью углеродного датирования скелетов и дерева гробов, в которых они были похоронены.

Авторы работы искали сифилис, но нашли гораздо более широкий спектр штаммов трепонемы. Один из них вызывает фрамбезию (кожная болезнь, вызванная одной из разновидностей спирохет), которая сегодня встречается исключительно в тропиках, а другой, ранее не обнаруженный штамм, не имеет современных аналогов.

«Мы видим, что в Европе было много разных линий передачи, о которых мы не знали раньше. Более того, диапазон датировок, присвоенных двум штаммам, ограничен на нижнем конце возрастом — от начала до середины XV века», — Верена Шунеман, соавтор исследования из Университета в Цюрихе.

По данным ученых, это первое прямое доказательство того, что сифилис существовал в Европе до контакта Колумба с Америкой.

Впрочем, все равно окончательно поставить точку в вопросе это исследование еще не может. Молли Цукерман, биоархеолог из Университета штата Миссисипи, изучающая древнюю трепонемную болезнь, хвалит достижение исследователей в извлечении трепонемной ДНК, но отмечает, что диапазоны дат выборки широки и не могут полностью опровергнуть гипотезу о завозе болезни Колумбом.

С этим соглашается и эпидемиолог Эдвард Холмс из Сиднейского университета: «То, что они получили штаммы сифилиса тех времен — это действительно интересно и очень важно. В чем я не уверен, так это в точной шкале времени образцов».

Краузе допускает, что он мог использовать больше европейских образцов, более точно датированных доколумбовым периодом. «Это еще не последний гвоздь в крышке гроба», — говорит он. Следующим шагом будет проверка большего количества скелетного материала и определение того, какие именно штаммы T. pallidum присутствовали в каждом из них до того, как Колумб приплыл из Америки.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», ученые восстановили карту, вдохновившую Колумба на открытие Америки. На этой карте впервые была правильно показана Япония. Но Америки на ней не было.

По материалам National Geographic