• Способность взрослых усваивать молоко – козырь человечества.Вокруг Света. Украина
    Воскресенье, 6 сентября 2020

Способность взрослых усваивать молоко – козырь человечества

Исследовав поле битвы бронзового века, палеогенетики выяснили, что способность людей переваривать молоко во взрослом возрасте возникла в Центральной Европе всего за пару тысяч лет — чрезвычайно быстро по сравнению с большинством других эволюционных изменений у Homo sapiens.

Известно, что практически ни одно млекопитающие во взрослом возрасте не может переварить молоко (поэтому, кстати, не стоит давать его кошкам и собакам). Однако часть людей, благодаря генетической мутации, способна к усвоению лактозы, в то время как две трети населения мира по-прежнему страдают непереносимостью лактозы (молочного сахара, который придает молоку своеобразный сладковатый вкус).

Многие из тех, кто обладает такой способностью, имеют центрально- или североевропейские корни. Когда в человеческом обществе закрепилась эта особенность — доподлинно не известно, эта тема является предметом научных споров.

Международная группа ученых, в том числе специалисты из Майнцского университета (Германия) и Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США), попробовала пролить свет на этот вопрос. Для этого они исследовали генетический материал костей погибших во время битвы в бронзовом веке, около 1200 года до нашей эры, на берегах реки Толлензе в Германии (а также дополнили анализ данными из других, более ранних источников). Эта первое известное сражение в европейской истории. По оценкам экспертов, в нем, вероятно, участвовали более тысячи или даже более двух тысяч воинов, из которых почти четверть погибла.

Фото: phys.org

Исследователям удалось секвенировать ДНК погибших. В результате получилось установить, что, хотя к тому моменту сельское хозяйство в Европе было вполне освоено, а козы и овцы, дающие молоко, одомашнены, только у 7,1 процента воинов имелась генетическая способность расщеплять лактозу. Однако уже при изучении других данных европейской ДНК, времен раннего Средневековья (то есть менее чем две тысячи лет спустя), ученые обнаруживают: способность к усвоению лактозы во взрослом возрасте имели более 60 процентов местного населения, что близко к современным показателям. Потому что сегодня эти цифры в странах Центральной Европы колеблются от 70 до 90 процентов.

Такую скорость эволюционных изменений, по словам авторов исследования, можно назвать невероятно высокой. Ученые связывают это с ярким проявлением естественного отбора: европейцы с мутацией гена, отвечающего за способность к усвоению лактозы, имели больше шансов выжить и завести потомство. Почему к эволюционному преимуществу привело употребление именно молока, сказать сложно. Исследователи предполагают, что это произошло в силу того, что молоко — высокоэнергетический и доступный продукт, который мог повысить шансы на выживание во время голода или дефицита запасов чистой питьевой воды.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», древние люди пили молоко, но лактозу не переносили. Антропологи из Университета Йорка (Великобритания) нашли молочный белок в налете на зубах доисторических фермеров, живших 6000 лет назад.