• Теория Хокинга о горизонтах событий черных дыр получила подтверждение.Вокруг Света. Украина
    Суббота, 3 июля 2021

Теория Хокинга о горизонтах событий черных дыр получила подтверждение

Площадь поверхности горизонта событий черной дыры при поглощении ею дополнительных масс может только увеличиваться.

Анализ самой первой уверенно зафиксированной гравитационной волны GW150914, возникшей от слияния двух черных дыр около 1,3 миллиарда лет назад и обнаруженной еще в 2015 году,  подтвердил теорему Хокинга о площади, предложенную им в 1971 году. Согласно ей, площадь поверхности горизонта событий черной дыры никогда не должна уменьшаться, а только может увеличиваться.

Горизонт событий — это не сама черная дыра, а радиус сферы, внутри которой даже скорость света в вакууме недостаточна для достижения скорости убегания из гравитационного поля, создаваемого сингулярностью черной дыры. Он пропорционален массе черной дыры; поскольку черные дыры могут только набирать массу, согласно общей теории относительности горизонт событий должен только увеличиваться.

При таком упрощенном описании все выглядит достаточно очевидно, хотя в действительности теорема Хокинга сформулирована несколько сложнее. Однако, в любом случае, вопрос в том, насколько наши теоретические представления о черных дырах совпадают с реальностью, остается открытым. Подтверждение этого прямым наблюдением было крайне важно, но сложно, в основном, потому, что черные дыры чрезвычайно трудно наблюдать напрямую, поскольку они не излучают.

И только когда была обнаружена гравитационная рябь, распространяющаяся в пространстве-времени при столкновении двух из этих загадочных объектов, прямая проверка теоремы Хокинга стала возможна.

Короткий гравитационный всплеск GW150914, зарегистрированный интерферометром LIGO, стал первым прямым наблюдением двух черных дыр, которые объединились и образовали одну большую черную дыру. Затем эта черная дыра осциллировала, издавая слабый гравитационный «звон». В 2019 году группа американских астрофизиков, во главе с командой из Массачусетского технологического института, усовершенствовав методы наблюдений, смогла обнаружить этот «звон», и на его основе вычислить массу и скорость вращения суммарной черной дыры.

Группа также провела новый анализ сигнала слияния, чтобы вычислить массу и спин двух черных дыр до слияния. Поскольку масса и вращение связаны с площадью горизонта событий, это позволило им вычислить горизонты событий всех трех объектов. Исследование было опубликовано в Physical Review Letters .

Если горизонт событий может уменьшиться в размерах, то горизонт событий объединенной черной дыры должен быть меньше, чем у двух черных дыр, которые ее создали. Согласно расчетам авторов статьи, две меньшие черные дыры имели общую площадь горизонта событий 235 000 квадратных километров. В то же время суммарная черная дыра имела площадь горизонта событий 367 000 квадратных километров.

Фото: Университет Сономы

Таким образом, теорема Хокинга о площади работает, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В дальнейшем все становится не столь очевидным: в рамках квантовой механики, которая не очень хорошо сочетается с классической физикой, Хокинг позднее предсказал, что в течение очень долгого времени черные дыры должны терять массу в виде излучения. Это излучение в дальнейшем было обнаружено в прямых наблюдениях, и названо в его честь излучением Хокинга. Такая потеря массы должна привести к тому, что горизонт событий черной дыры со временем может уменьшиться в площади, что вступает в противоречие с теоремой Хокинга, имеющей гораздо более глубокое и универсальное обоснование, чем приведенное выше простое объяснение. Очевидно, что в будущем это потребует более тщательного изучения.

Вращающаяся черная дыра генерирует огромное количество энергии, которую можно извлечь из эргосферы, области, которая находится за пределами горизонта событий. Астрофизики нашли  этому подтверждение.

По материалам Science Alert и The Daily Mail