• Фото: Shutterstock
    Среда, 3 июля 2019

Тараканы скоро станут неуязвимы для инсектицидов

Исследование, проведенное в США, показывает, что наиболее распространенные тараканы способны развивать резистентность к нескольким типам химических веществ.

Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Пердью (Индиана, США), тараканов стало труднее убивать, и вскоре будет «практически невозможно» контролировать их с помощью одних инсектицидов.

Ученые в течение шести месяцев пытались уничтожить немецких тараканов (BlattellagermanicaL.) — одного из наиболее распространенных видов домашних тараканов в США, Австралии и Европе — в трех малоэтажных жилых домах в Иллинойсе и Индиане.

Результаты были опубликованы в научном журнале Nature в прошлом месяце.

В исследовании использовались три различных пестицидных смеси профессионального уровня. Из этих трех смесей только приманки из геля абамектина преуспели в истреблении тараканов, и то лишь в популяциях с низкой устойчивостью к этому веществу (в другом районе, где 10% популяции тараканов были устойчивы к химическим веществам, количество насекомых продолжало расти).

Популяцию тараканов обследовали с использованием клеевых ловушек до начала испытаний и один раз в месяц после этого, непосредственно перед следующим циклом обработки пестицидами.

«Если у вас есть возможность сначала протестировать тараканов и выбрать инсектицид, к которому эти тараканы не развили устойчивость, это увеличивает шансы истребить их, — заявил ведущий автор исследования Майкл Шарф. — Но даже тогда у нас были проблемы с контролем популяции».

Неуязвимые тараканы

Последующие лабораторные испытания показали, что тараканы смогли развить «перекрестную резистентность» к нескольким типам пестицидов, а это означает, что те, кто выжил при первом распылении, будут продолжать выживать при других попытках уничтожения. Даже если будет использоваться другой класс пестицидов.

Ранее считалось, что тараканы развивали устойчивость только к одному классу пестицидов после воздействия.

«Мы зафиксировали увеличение устойчивости к пестицидам в четыре или шесть раз всего за одно поколение, — сказал Шарф. — У нас не было ни малейшего понятия, что подобное может произойти так быстро».

У немецкого таракана появляется около 50 прямых потомков каждые три месяца, и в течение года общее количество потомков может достигать 10 миллионов за четыре поколения. Это означает, что химические пестициды могут быстро стать неэффективными.

Контролеры должны будут использовать смесь ловушек и специальных пылесосов, а также улучшать санитарные условия в жилищах, чтобы уменьшить количество тараканов.

По материалам The Guardian