• В Антарктиде обнаружили морские губки под километровым слоем льда.Вокруг Света. Украина
    Понедельник, 15 февраля 2021

В Антарктиде обнаружили морские губки под километровым слоем льда

Это открытие может заставить биологов пересмотреть границы и условия существования жизни на Земле.

Морские биологи из Британской антарктической экспедиции случайно обнаружили довольно сложные организмы на дне океана под 900-метровой толщей антарктического шельфового ледника. Подробности открытия опубликованы в журнале Frontiers in Marine Science.

Целью экспедиции изначально было получить пробу осадочных пород на морском дне под ледником. Ученые пробурили скважину почти километровой глубины в шельфовом леднике Фильхнера-Ронне на юго-востоке моря Уэдделла, но в итоге бур наткнулся на большой валун, из-за чего получение пробы грунта оказалось под вопросом.

Исследователи опустили в скважину камеру — и увидели то, чего никак не ожидали: морские фильтрующие организмы типа губок.

Хотя раньше биологи уже видели под шельфовыми ледниками небольших мобильных животных — рыб, червей, медуз, криль — до сих пор ни разу не обнаруживались организмы, которые ведут неподвижный образ жизни и питаются только тем, что им приносит течение. Ученые подозревали, что полная темнота, температура воды -2 C и, соответственно, отсутствие пищи — это слишком враждебные условия для любых стационарных морских обитателей на такой глубине.

Шельфовые ледники образуются, когда лед с суши сползает в море. По мере продвижения ледника из внутренних районов Антарктиды к берегу в ледник врастают валуны, которые затем тоже оказываются на дне.

Придонная фауна под такими ледниками исследована очень плохо — ведь каждый раз для этого требуется пробурить глубокую скважину. Общая площадь дна, которую люди видели под шельфовыми ледниками, равна примерно одному теннисному корту (при том, что общая площадь шельфовых ледников — 1,5 млн км²).

На фотографиях и видеозаписях валуна видно, что на нем обитают как минимум два типа губок, похожих на худосочные грибы с длинными стеблями. Но там заметны и другие организмы, которые могут быть трубчатыми червями или моллюсками. Биологи понятия не имеют, какие именно это животные и как им удается справляться с суровыми условиями среды. Сделать какие-то тесты — например, тест ДНК — в таких условиях невозможно. Чтобы получить ответы на вопросы, биологам изобрести новый способ исследования на такой глубине.

Сейчас антарктический ледяной щит быстро теряет массу. По мере повышения температуры океана ледники, составляющие его, тают в шесть раз быстрее, чем 40 лет назад. По данным NASA, Антарктида теряет 252 миллиарда тонн льда в год. Чтобы лучше понимать, что скрыто под антарктическим льдом, NASA в 2019 году составило подробную карту континента. Она поможет предсказать, какие регионы являются самыми уязвимыми.

По материалам The Guardian