Археологи обнаружили останки мужчины с вбитым в пятку гвоздем (на снимке внизу), что является первым физическим свидетельством римского распятия в Европе и первым доказательством такого вида казни в мире вообще, которое не вызывает у историков вопросов. Известен лишь единственный пример аналогичной находки: в 1968 году в Израиле также был найден скелет мужчины с гвоздем в пятке. Останки находились в склепе с именем: Йехоханан, сын Хагакола. Однако израильский случай был признан спорным из-за того, что склеп не был первым местом погребения Йехоханана, его здесь перезахоронили. А могила со следами вмешательства не может служить прямым доказательством.
Скелет распятого человека из Британии был найден в одном из многих захоронений древнеримского периода, обнаруженных в деревне Фенстентон в Кембриджширских болотах в 2017 году. Радиоуглеродный анализ датировал кости 130-340 годами нашей эры. На момент смерти мужчине было от 25 до 35 лет.
Его тело находилось в положении лежа на спине, руки согнуты и скрещены над тазом. Скелет был окружен дюжиной железных гвоздей, но ученые выяснили, что это не были гвозди для гроба. На некоторых из них были следы дуба, поэтому они точно были вбиты в какую-то деревянную конструкцию. Возможно, носилки, на которых принесли тело.
Трудная жизнь покойного была написана на его костях. У него был обширный кариес, абсцессы и воспаление десен, потеря зубов в детстве и незадолго до смерти. В детстве он недоедал, и у него уже был артрит позвоночника, из-за чего мужчина наверняка казался ниже своих 170 см. На его левой малоберцовой кости была вмятина, возможно, вызванная старым переломом, а голени и малоберцовые кости обеих ног истончились либо из-за инфекции и воспаления, либо из-за постоянного связывания или сковывания наручниками. Это однозначно был римский раб, живший в суровых условиях.
Команда археологов не сразу поняла, что в этом скелете есть что-то особенное, пока его кости не были очищены в лаборатории. Именно там был найден 13-й железный гвоздь, только он был вбит в его правую пяточную кость по горизонтали. Исследователи пришли к однозначному выводу, что это — следы распятия.
Тот факт, что в теле мужчины не было найдено никаких других гвоздей, предполагает, что во время казни он был привязан, а не прибит к деревянной конструкции — возможно, к доске. По словам археологов, гвоздь, проходящий через пятку, скорее всего служил не для поддержания веса казненного, а для «остановки его движений».
Физические доказательства распятия, а не задокументированные описания практики, крайне редки, поскольку останки жертвы обычно бесцеремонно утилизировались — выбрасывались на свалки или закапывались по обочинам дорог в братских могилах. Гвозди из тела казненного чаще всего удалялись — либо самими палачами, либо местными жителями, поскольку имели славу мощных магических артефактов.
Останки раба из Фенстентона сохранились, потому что тело жертвы распятия кто-то принес в поселение и похоронил на кладбище, что было очень необычно. Также произошло и с перезахороненным израильским Йехохананом, которого, очевидно, родственники нашли в братской могиле и перенесли в семейный склеп.
За какое преступление казнили раба из Фенстентона, историки сказать не могут. Распятие, которое убивает с помощью комбинации удушья и сильного истощения, было основной формой смертной казни в Римской империи, пока не было запрещено во времена правления Константина Великого (306–337 гг. н.э.). Смертная казнь для рабов полагалась за многие преступления, не только тяжкие. Например, за то, что отказался свидетельствовать против других рабов.
Хотя распятие на кресте обычно ассоциируется с христианством, в данном случае археологи не верят, что были задействованы какие-либо религиозные мотивы.
По материалам The History blog, The Daily Mail
Читайте также:
Что нужно знать о смерти и воскресении Христа
В Англии археологи нашли древнеримские захоронения казненных