• В Иерусалиме обнаружили зубы доисторической акулы.Вокруг Света. Украина
    Фото: Omri Lernau
    Среда, 7 июля 2021

В Иерусалиме обнаружили зубы доисторической акулы

Город находится в глубине страны на высоте более 700 м от уровня моря. Поэтому окаменелости морских животных – последнее, что ожидали здесь найти археологи.

Ученые обнаружили зубы древних видов акул на археологическом участке возрастом 2900 лет в Городе Давида — старейшем населенном районе за пределами южных стен Старого города Иерусалима. Зубы были в тайнике, который извлекли из сооружения, расположенного рядом с Гихоном — источником в Кедронской долине .

Большая прямоугольная структура (15 на 10 метров) служила бассейном для сбора воды. Она вырезана в скале известняка, имеет прямые, почти вертикальные скальные стены и во времена бронзового века, до начала эксплуатации извилистого Силоамского тоннеля, прорытого под Городом Давида, вероятно, была частью сложной подземной водной системы. В конце IX века до нашей эры бассейн преобразовали в частный дом: для этого его заполнили крупными известняковыми валунами и почвой, чтобы поднять уровень пола на три метра и сделать перекрытия.

«Сначала мы предположили, что зубы акулы были остатками пищи, выброшенными почти 3000 лет назад. Однако позже выяснили, что один из зубов происходит из позднего мелового периода. То есть акула вымерла не менее 66 миллионов лет и была современником динозавров. Мы заново проанализировал образцы: измерения органического вещества, элементного состава и кристалличности структуры подтвердили, что все зубы были окаменелостями. Изотопный состав стронция показал, что им около 80 миллионов лет. Более того, они не просто покоились в коренной породе под участком: их привезли издалека — возможно, из пустыни Негев», — рассказал доктор Томас Тюткен, ведущий автор работы.

Зубы принадлежат нескольким видам, в том числе скваликораксу — роду вымерших акул мелового периода из семейства Anacoracidae, входящего в современный отряд ламнообразных. Скваликораксы в среднем достигали пяти метров в длину, питались падалью и не пережили мел-палеогенового вымирания.

Фото: Thomas Tütken et al.

С момента первых находок команда обнаружила еще несколько окаменелостей акульих зубов в других регионах Израиля, в том числе на стоянках Мареша и Микне: туда их, вероятно, тоже кто-то привез. Поскольку останки рыб из Города Давида лежали рядом с буллами (глиняными печатями), ученые не исключают связь с административным или правящим классом. Возможно, в то время коллекционирование окаменелостей было популярно среди высших слоев общества.

«Наша гипотеза заключается в том, что зубы собирали коллекционеры. Но у нас нет никаких доказательств. В то же время мы не выявили никаких следов износа, которые свидетельствовали бы о том, что зубы использовали в качестве инструментов. Нет и просверленных отверстий, указывающих на то, что это были ювелирные изделия. Рынок акульих зубов существует и сегодня, так что, возможно, в железном веке была тенденция к коллекционированию таких предметов», — поделились выводами ученые.

Другие интересные факты об акуле вы можете узнать на нашем портале.