• В неолитической гробнице на Оркнеях нашли загадочные каменные шары.Вокруг Света. Украина
    Фото: University of Central Lancashire
    Четверг, 16 сентября 2021

В неолитической гробнице на Оркнеях нашли загадочные каменные шары

В гробнице Треснесса возрастом 5500 лет, обнаруженной на острове Сандей Оркнейского архипелага (Шотландия), археологи нашли два гладких каменных шара. Их назначение неизвестно.

Раскопки на Сандее проводила совместная команда из Университета Центрального Ланкашира (Англия) под руководством Вики Каммингс и Национального музея Шотландии под руководством Хьюго Андерсона-Уаймарка.

Ранее сотни подобных круглых мячей археологи находили на других стоянках эпохи неолита. Главным образом в Шотландии (в т. ч. на Оркнейских островах), Англии, Ирландии и Норвегии.

Некоторые из них украшены резьбой. Например, знаменитый шар Тауи, обнаруженный на северо-востоке Шотландии в 1860 году. Другие имеют неровности или же гладко отполированы.

Два недавно найденных каменных шара располагались в углах двух разных погребальных отсеков гробницы. Оба мяча были отполированы. Один из черного камня, другой – из более светлого известняка, они представляют собой ранние примеры подобных шаров.

На их изготовление потребовалось довольно много времени, так как полировка камня – довольно сложный и длительный процесс, отметила профессор Каммингс.

Назначение шаров еще предстоит установить

По поводу функции, которую выполняли эти шары в древности, ученые высказывали разные предположения. Некоторые считали, что эти предметы подчеркивали статус человека. Или изготавливались для того, чтобы обозначить важный этап в его жизни.

Однако более вероятной исследователи считают версию, согласно которой шары использовали как холодное оружие (возможно – вместе с булавами). Останки людей с травмами головы от подобных шарообразных предметов археологи описывали не раз.

По словам профессора Каммингс, древняя гробница расположена недалеко от береговой линии и уязвима для штормов. Поэтому команда работает оперативно, стараясь спасти артефакты, прежде чем это место накроет большая волна.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», археологи разгадали тайну отпечатков на древней керамике Оркнеев.

По материалам Live Science