• В созвездии Водолея исчезла звезда: астрофизики строят версии.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESO
    Среда, 1 июля 2020

В созвездии Водолея исчезла звезда: астрофизики строят версии

Ученые наблюдали за этой звездой 10 лет, и теперь не имеют однозначного ответа, куда она могла деться.

Группа астрономов из Ирландии, США и Чили во главе с Эндрю Алланом из Тринити-колледжа опубликовала результаты наблюдений за карликовой галактикой Кинмана (или PHL 293B), которая располагается в 75 миллионах лет от Солнца в созвездии Водолея. Наблюдения за PHL 293B проводились в 2019 году с помощью телескопа комплекса VLT (Very Large Telescope) в Чили.

Более ранние спектроскопические наблюдения за галактикой Кинмана, проводившиеся в период с 2001 по 2011 год, указывали на наличие в ней нестабильной яркой голубой переменной звезды, которая генерировала мощный отток вещества. Однако новые наблюдения не выявили никаких признаков ее существования.

Используя новые данные наблюдений, а также архивные данные, полученные при помощи наземных обсерваторий и космического телескопа «Хаббл», астрономы промоделировали возможные процессы, которые привели к исчезновению звезды. Первая версия- звезда потускнела и при этом «спряталась» от телескопов в огромном облаке пыли. Другая версия — звезда превратилась в черную дыру, но не взорвалась, как это происходит обычно.

«Если она действительно напрямую превратилась в черную дыру, то мы впервые стали свидетелями того, как жизнь гигантской звезды закончилась таким образом», — высказал мнение Эндрю Аллан.

Астрофизики ожидают, что дальнейшие наблюдения за звездой, в том числе при помощи будущего телескопа ELT (Extremely Large Telescope), позволят разобраться в ее эволюции. Кроме того, ученые надеются отыскать новые подобные объекты в ходе анализа архивных данных наблюдений наземных обзоров неба, что поможет лучше разобраться в эволюции массивных звезд на заключительных стадиях их жизни.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина»,  обнаружена звезда, покидающая Млечный Путь со скоростью 1700 км в секунду. Примерно через 100 миллионов лет звезда покинет родную галактику и проведет остаток своей жизни в одиночестве в межгалактическом пространстве.

По материалам N +1