• Вирусы могут путешествовать между континентами по небу - исследование.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Вторник, 4 августа 2020

Вирусы могут путешествовать между континентами по небу - исследование

И не только вирусы, но также бактерии и грибки. Некоторые активно размножаются в облаках и даже способствуют их образованию. А кроме того, переносят инфекции на большие расстояния.

Нам кажется, что небо — это воплощение чистоты и даже стерильности. Но сравнительно недавние исследования показали, что существуют определенные виды бактерий, вирусов и грибков, которые живут и свободно перемещаются в атмосфере на высоте от 8 до 15 км (то есть в верхних слоях тропосферы и даже в нижнем слое стратосферы). Таким образом, у неба, как и у живых организмов и у человека, есть собственный микробиом.

В частности, такое исследование провело NASA в 2017 году с помощью автоматического зонда, захватывающего образцы биоаэрозолей на разной высоте в тропосфере. Все вышеупомянутые микроорганизмы не единичны, это не случайные находки. Группы бактерий охватывают большие участки неба, их сотни тысяч на каждый кубический метр воздуха в тропосфере. От 60% до 100% микроорганизмов а пробах воздуха были живыми и при этом до «поимки» оставались в небе не менее 5 дней.

Было установлено, что некоторые из микробов активно размножаются в облаках и даже способствуют их образованию. А кроме того, переносят инфекции на большие расстояния.

По словам Предрага Слижепчевича, преподавателя биологии Лондонского университета Брунеля, микробы  попадают в постоянные воздушные потоки (системы ветров) и создают так называемые микробные магистрали, которые транспортируют бактерии, грибки и вирусы по всему миру.

Как оказалось, некоторые микробы довольно комфортно чувствуют себя в такой среде обитания. У них есть механизмы для защиты от ультрафиолетового излучения, они справляются с нехваткой воды и высоким уровнем опасных окислителей, таких как озон. Питаются они атмосферными углеродными соединениями. Некоторые бактерии могут активно размножаться в облаках и и даже способствовать их образованию. Замерзший микроб, как крошечная частица льда, становится ядром, активным центром, вокруг которого конденсируется вода при образовании облаков.

В другом исследовании 2017 года, опубликованном в The ISME Journal, описано явление “вирусного снегопада”. Детекторы, установленные в горах Сьерра-Невада в Испании, зафиксировали постоянный поток вирусных частиц из атмосферы — они падали, как невидимые снежинки. Таким образом, вирусы способны перемещаться на большие расстояния между странами и  континентами.

Механизм “микробных магистралей” может объяснять распространение синдрома Кавасаки. Эта редкая и весьма опасная болезнь сопровождается воспалением сосудов и может приводить к тяжелым кардиологическим осложнениям у детей. Впервые болезнь выявлена в Японии в 1961 году. С тех пор распространилась в Азии и по всему миру (в меньшей степени). Ее происхождение до сих пор неясно; судя по течению болезни, это не инфекция, а скорее какой-то химический агент. Японские ученые в 2014 году установили, что в сезон вспышек Кавасаки, с января по июнь, в воздухе Японии повышено содержание токсина, производимого дрожжевыми грибками рода Candida. Этот токсин вызвал у лабораторных мышей симптомы, идентичные тем, которые возникают при Кавасаки. Исследование установило, что данный токсин переносят атмосферные потоки, движущиеся как раз в это время года из сельскохозяйственных северо-восточных регионов Китая к Японии.

Актуальность исследования еще и в том, что частота синдрома Кавасаки повысилась во всем мире на фоне пандемии коронавируса. Врачи предполагают, что коронавирусная инфекция у детей каким-то (пока неясным) образом влияет на проявление синдрома Кавасаки.

В целом открытие микробных магистралей помогает лучше понять, как возникают вспышки заболеваний, эпидемии и пандемии. В июле международная группа врачей обратилась к ВОЗ с открытым письмом в журнале Clinical Infectious Diseases, предупреждая, что коронавирус SARS-CoV2 активно передается не только при дыхании и разговоре, но и через воздушные аэрозоли (взвеси крошечных капелек, которые сохраняются в воздухе часами). А они теоретически способны путешествовать на большие расстояния по небу.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», вирусологи уже успели выделить шесть форм коронавируса, которые отличаются друг от друга по симптомам и тяжести течения болезни.

По материалам The Conversation