Пещера расположена в предгорьях Альп, в коммуне Валлон-Пон-д’Арк региона Рона-Альпы, это на юге центральной Франции. В долине реки Ардеш мягкие известняковые породы изрыты пещерами, ущельями и гротами. Пещеру, ставшую теперь знаменитой, 18 декабря 1994 года случайно обнаружили трое спелеологов, изучавших окрестности. В честь одного из них, Жана-Мари Шове, и назвали это место.
Первооткрыватели были потрясены открывшейся их глазам картиной: стены сталактитовой пещеры покрыты наскальными рисунками удивительной красоты и сохранности.
Вскоре пещеру обследовали археологи и искусствоведы. Выяснилось, что ее длина около 400 м, она состоит из 14 камер с переходами, и к настоящему моменту там обнаружены около 1000 рисунков разного качества, включая 425 фигур животных ледникового периода. В ближайшей ко входу камере нет изображений; считается, что их смыло наводнением.
Возраст рисунков оценивается в 30-36,5 тысяч лет, и это древнейшие из известных произведений искусства, наряду с несколькими отдельными, более примитивными рисунками в соседних горных районах. В пещере Шове картины выполнены в разных техниках: на мягких глиняных поверхностях вырезаны резцом; на более твердых древние мастера использовали древесный уголь и красную краску из гематита.
Какие животные изображены на стенах Шове?
Пещерные львы и медведи, мамонты и шерстистые носороги. Эти четыре вида составляют 65% видов, запечатленных на картинах. Однако есть также фигуры зубров, тарпанов, северного оленя, горного козла, вымершего ныне гигантского оленя Megaloceros, овцебыка, пантеры и совы, бабочки и многоножки. Некоторые картины отражают взаимодействие между животными — например, два шерстистых носорога бодаются рогами, лев преследует зубра. Картины восхищают реализмом деталей и выразительностью.
Пещерный медведь, лев, носорог, мамонт — нетипичная добыча для ориньянских охотников. Поэтому ученые допускают, что рисунки не имели ритуального значения. Возможно, художники просто получали удовольствие от своей работы.
В 2016 году выдвинута гипотеза, что мастера из пещеры Шове также могли «регистрировать» современные им природные катаклизмы: рисунок, похожий на брызги, мог изображать извержение вулкана, которое произошло в соседнем регионе примерно между 40 000 и 30 000 лет назад.
Кто создал наскальную живопись в пещере Шове?
Художники принадлежали к Ориньякской культуре. Ориньякцы — первые современные люди в Европе, они, как и неандертальцы, жили в Европе в период верхнего палеолита, между 46 000 и 26 000 лет назад. В те времена Альпы были покрыты трехкилометровым слоем льда, а люди, вероятно, носили одежду из шкур оленя, похожую на эксимосскую.
Ориньякская культура характеризуется первыми фигуративными рисунками и резьбой, использованием кремневого резца и скребка, копий с костяными наконечниками, созданием ювелирных изделий и старейших известных музыкальных инструментов — флейт из костей животных.
Помимо пещеры Шове, фигурки животных и людей ориньякского происхождения были найдены в других частях Европы.
Люди использовали пещеру Шове дважды в разные периоды
Радиоуглеродный анализ органических остатков в пещере показал, что люди использовали пещеру в течение двух разных периодов времени. В первом периоде, около 36,5 тыс лет назад, были созданы почти все наскальные рисунки Шове. Древние художники готовили стены, как полотно, очищая их от грязи и потеков. Они жгли в пещере костры, не только для освещения и тепла, но и чтобы получить древесный уголь.
Затем по неизвестной причине ориньякцы покинули пещеру примерно на пять или шесть тысяч лет, и ее захватили пещерные медведи, которые оставили на стенах царапины от когтей и выемки на мягком полу, там, где звери укладывались спать в течение веков.
Позже, около 31 000–30 000 лет назад, люди снова вернулись в пещеру, оставили после себя следы и древесный уголь, но никаких произведений искусства.
Поскольку в пещере найдены множество костей животных, но ни одного человеческого скелета, исследователи пришли к выводу, что люди никогда не жили в пещере. Они лишь посещали ее, рисовали тут и, вероятно, проводили ритуалы.
Интересная деталь: единственная длинная цепочка следов, оставленная на глиняном полу пещеры, принадлежит ребенку ростом примерно 134 см. Он шел по пещере, светя себе факелом (на сводах остался след копоти возрастом 25-31 тыс лет), и его сопровождало животное. Судя по следам, животное поначалу сочли волком, однако позднее исследователи пришли к выводу, что это могла быть одна из первых прирученных человеком собак (длина среднего пальца короче, чем у волка, что более типично для домашней собаки).
Через некоторое время после того, как ориньякцы навсегда покинули пещеру, вход в нее был завален в результате обрушения породы. Пещера хранила свое содержимое в темноте и тищине, как огромная капсула времени.
Можно ли увидеть рисунки пещеры Шове?
Сразу после осмотра пещеры Шове специалистами ее закрыли для публики, чтобы уберечь уникальную живопись от разрушения. Ей вредна влага, свет, микробы и любые внешние воздействия. Сейчас туда допускают только ученых и только на короткий промежуток времени раз в год.
Однако все желающие могут увидеть очень точную реплику пещеры Шове, открытую в 2015 году. Она находится рядом с настоящей пещерой и называется «пещера Пон-д’Арк». Инженеры и художники воссоздали не только великолепные рисунки и кости на полу пещеры, но и температуру, сырость, мрак и неприятный запах, характерный для оригинала.
Это самая большая копия пещеры в мире. Она содержит 1000 рисунков, включая 425 фигур животных, 27 оригиналов живописи и около 450 костей. Пещера открылась для посетителей 25 апреля 2015 года.
Читайте также:
В Денисовой пещере нашли древнейшую фигурку пещерного льва
В Австралии добывающую компанию обязали восстановить взорванные пещеры аборигенов