Всемирный день городов отмечается 31 октября. В этом году главной темой праздника объявлена устойчивость к изменениям климата.
За последние 10 лет более 220 миллионов человек стали жертвами природных катаклизмов. Ежегодный экономический ущерб от наводнений, землетрясений, цунами и прочих бедствий составляет 100 млрд долларов. По оценкам ООН, к 2030 году эти цифры возрастут втрое — в том числе и по причине глобального потепления. Впрочем, масштабы потерь можно уменьшить — если сократить выбросы парниковых газов и позаботиться о дополнительной защите от катастроф.
“Вокруг света” предлагает брать пример с мегаполисов, которые еще вчера подумали о безопасном завтра своих (и не только своих) жителей.
Торонто (Канада)
Крупнейшему городу Канады повезло с географией. Он расположен в сейсмически устойчивой зоне, на безопасном расстоянии от океанского побережья. Последний мощный ураган — “Хейзел” — пронесся над мегаполисом в далеком 1954 году. А озеро Онтарио обеспечивает горожанам доступ к важнейшему ресурсу на планете — пресной воде.
Тем не менее, власти благополучного мегаполиса близко к сердцу принимают проблемы глобального потепления. Поэтому к 2050 году тут планируют на 80% снизить выбросы парниковых газов.
Через 30 лет плотность населения Торонто заметно возрастет, так что людям придется забыть о просторных особняках и переехать в компактные квартиры. Учиться, работать и отдыхать большинство торонтийцев смогут рядом с домом, а значит, отпадет необходимость в ежедневных поездках. В 75% случаев канадцы будут передвигаться по городу пешком или на велосипеде. А если нужно попасть в другой конец мегаполиса, они смогут воспользоваться электротранспортом. Двигатели внутреннего сгорания? О них через 30 лет забудут, как о страшном сне. По крайней мере, в границах Торонто.
Кроме машин на бензине, с улиц исчезнут мусорные баки — специальные службы утилизируют и переработают 95% отходов прежде, чем они попадут в мусорку. Да и самого мусора станет значительно меньше. В Торонто появятся центры, где можно будет взять необходимую вещь напрокат, а потом вернуть ее обратно. Зачем покупать детскую коляску, которая нужна полгода, если можно ее просто одолжить?
Бостон (США)
Столица штата Массачусетс претендует на титул мегаполиса, наиболее подготовленного к Всемирному потопу. В октябре 2018 года власти Бостона объявили о реконструкции 76 километров береговой линии с учетом повышения уровня океана, климатических изменений и карты наводнений.
По плану, к 2030 году в Бостонской бухте расширят территорию пляжей и восстановят уникальные приливные болота, которые служат буферной зоной во время штормов. Новые парки, бульвары и зоны отдыха на насыпных террасах помогут справиться с избытком дождевой воды и создадут дополнительный барьер между океаном и жилыми домами, построенными с учетом риска затопления. “Мы не просто выживем, мы будем сильнее, чем прежде”, — пообещал горожанам мэр Марти Уолш.
Сингапур
Южноазиатский город-государство регулярно возглавляет рейтинги самых экологически чистых, “умных” и привлекательных для жизни мегаполисов. Благодаря множеству парков, заповедников, фонтанов и водопадов дышится тут значительно легче, чем в похожих густонаселенных центрах — Гонконге и Тайване.
В законодательстве Сингапура прописаны жесткие требования по экологическому строительству. Например, компании-застройщики обязаны посадить новую растительность вместо уничтоженной во время возведения очередного небоскреба. Сейчас 30% зданий в городе отвечают “зеленым” стандартам — то есть, потребляют в разы меньше энергии, чем обычные дома, и наносят минимальный вред окружающей среде. К 2030-му долю экологически чистых строений планируют увеличить до 80%.
Есть у островного Сингапура и свое ноу-хау в борьбе с наводнениями. Город опутан сетью каналов и водостоков, которые позволяют равномерно распределять воду во время сильных ливней. Затопления все же случаются, но их скорее можно назвать временным неудобством, чем бедствием.
Стокгольм (Швеция)
Один из наиболее быстро растущих городов Европы меньше всего напоминает душный мегаполис-миллионник. 40% его территории занимают зеленые зоны, которые превращают Стокгольм в город-сад.
К 2040 году стокгольмцы намерены полностью излечиться от нефтезависимости. Уже сейчас по столице колесят около 15 тысяч автомобилей и три сотни автобусов, заправленных биогазом, который получают из сточных вод. А лучшие скандинавские умы трудятся над инновациями вроде солнечных батарей, способных работать ночью, или установок для извлечения энергии из морской волны.
Большие надежды шведы возлагают на так называемое использованное тепло, которое в избытке “сбрасывают” супермаркеты, центры обработки информации или заполненные до отказа стадионы. Если направить энергию 30 тысяч горячих фанатов в правильное русло, можно обогреть пару близлежащих домов.
Рейкьявик (Исландия)
Исландии даже не пришлось ломать голову над изобретением источников зеленой энергии. Самую северную столицу мира на 95% отапливают гейзеры. Горячая вода в городские краны поступает из подземных источников, ею же подогреваются тротуары и дороги, чтобы зимой они не покрывались снегом и льдом. А реки и водопады полностью обеспечивают город, где проживает 63% населения страны, электричеством.
Если что и загрязняет столичный воздух, так это автомобили, на которые приходится 80% выбросов парниковых газов. Чтобы решить проблему, власти вкладывают деньги в строительство велодорожек и новых станций подзарядки электромобилей, а также в развитие общественного транспорта, которым сейчас пользуются не более 5% жителей. К 2050 году Рейкьявик собирается полностью отказаться от ископаемых видов топлива — нефти, угля и газа.
Что говорят цифры?
На 180 тысяч человек ежедневно увеличивается количество городских жителей.
60% населения планеты будет жить в городах к 2060 году. А ведь еще пару столетий назад в “каменных джунглях” обитали не более 2% людей.
38 140 000 человек — население Токио, города с самым большим количеством жителей. Ожидается, что к 2030 году к этому рекорду приблизится Дели (сейчас — 26 млн жителей, но через 12 лет их будет на 10 млн больше).
Как сообщал портал «Вокруг света. Украина», жизнь в большом городе делает людей злыми, и социологи нашли причину.
Читайте также:
На будущее: 5 идей Николы Теслы, которые опередили время
Будущее посреди пустыни: чудеса технологий в Дубае
В Дели собираются построить 100-метровые башни для очистки воздуха