Официально самой глубокой станцией метро в мире считается станция киевского метрополитена «Арсенальная». Она залегает на глубине 105.5 метров. Для сравнения — самая мелкая станция «Академика Барабашова» в Харькове углубляется всего на 4 метра, а в целом статус «станция глубокого залегания» присваивается, если объект располагается на глубине больше 20 метров.
На рекордной глубине «Арнесальная» оказалась из-за особенностей рельефа: правый берег Днепра значительно выше левого, и в итоге «Арсенальная» оказалась под холмом. При этом следующая остановка на линии «Днипро» – наземная, выходит на берег реки.
Чтобы добраться до поезда на станции «Арсенальная», пассажирам нужно воспользоваться двумя эскалаторами, которые соединяет вестибюль. Высота подъёма эскалаторов – 55.8 метра и 46.6 метра. Дорога вниз занимает около 5 минут — это дольше, чем до соседних станций.
Станция метро названа в честь завода «Арсенал», возле которого расположена ее наземная часть. Это Печерский район, самый центр Киева.
«Арсенальная» еще и одна из самых старых станций киевского метрополитена. Она находится на исторически первой Святошинско-Броварской линии и была открыта 6 ноября 1960 года.
Глубина залегания определила внешний вид «Арсенальной». Это единственная станция метро в Восточной Европе, построенная по лондонскому типу. То есть без сквозного центрального вестибюля, вместо которого расположены мощные пилоны. Из короткого среднего зала к поездам ведут два прохода. Еще один проход соединяет две платформы напрямую.
Станция метро оформлена довольно скромно. Пилоны и стены облицованы белым и розовым мрамором с алюминиевыми литыми украшениями под бронзу. Раньше торец среднего зала украшал художественный барельеф, посвященный восстанию рабочих завода «Арсенал» в 1918 году. В начале 1990-х годов барельеф был демонтирован и до наших дней не сохранился. С 1986 года «Арсенальная» имеет статус памятника архитектуры местного значения.
Киевский метрополитен богат глубокими станциями. В пятерку самых глубоких входят станции «Шулявская» (92 мера), «Печерская» (90 метров), «Университет» (87 метров) и «Золотые ворота» (80 метров). Однако на второе место в общемировых топах претендуют не эти станции, а «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге (Россия). Дело в том, что киевские станции, как и «Арсенальная», лежат на правом, высоком берегу Днепра. И если рассчитывать их глубину относительно уровня моря, то «Адмиралтейская» побеждает. Она лежит на глубине 86 метров от поверхности, то есть меньше, чем «Шулявская», «Печерская» и даже «Университет». Но Санкт-Петербург находится на высоте от 1 до 30 метров над уровнем моря, а Киев — от 90 (уровень Днепра) до 190 (Днепровские кручи) метров. Правда, на первенство «Арсенальной при этом никто не покушается.
Впрочем, существующий рейтинг самых глубоких станций метро верен до тех пор, пока КНДР остается самой закрытой страной в мире. Дело в том, что по официальным данным северокорейских властей, станция метро «Пухин» в Пхеньяне залегает на глубине 100 м. То есть это уже как минимум второе место. А по неофициальным, «Пухин» или соседние с ней станции углублены на 120 метров под землю. Это сделано для того, чтобы в случае ядерной войны использовать метро как бомбоубежище. Но проверить точность данных невозможно: КНДР при нынешнем положении вещей никогда не пустит в метро независимых наблюдателей. Так что «Пухин» пока не может претендовать ни на первое, ни на второе призовое место.
Фото: Depositphotos
Читайте также:
В Пакистане открыли первую линию метро
Старейшее метро в мире отмечает день рождения: ТОП-10 фактов
Бодрое утро, или Давка в токийском метро