За свою историю Янтарная комната не раз путешествовала — из города в город, из дворца во дворец, из Германии в Россию, затем обратно, а затем и вовсе пропала.
Прусский янтарь и королева Шарлотта
Пруссия была центром европейского янтарного промысла. С семнадцатого века ею владели курфюрсты Бранденбургские, которые позже стали королями Пруссии.
Фридрих Вильгельм Первый – последний курфюрст и первый король – в начале восемнадцатого века взялся перестраивать дворцы. А раз наметилась большая стройка, ремонт в своей личной резиденции захотела и жена Фридриха, королева София-Шарлотта. Придворный архитектор Эозандер фон Гете взялся исполнить проект и перестроить ее Литценбургский дворец.
Неизвестно, кто предложил облицевать кабинет янтарем. Возможно, это был Эозандер, возможно – скульптор Шлютер, может, Фридрих, а может, и сама просвещенная и покровительствующая искусствам королева.
Для создания уникальной комнаты король пригласил мастеров из Дании и выскреб все запасы янтаря из королевских хранилищ. перед мастерами поставили задачу создать в технике мозаики наборные янтарные панно. Работы начались в 1701 году и шли до 1709. Тогда умерла королева.
Горюющий Фридрих повелел прекратить строительство дворца и перевезти комнату в Ораниенбург. Он хотел оставить дворец жены таким, каким тот был при её жизни. Кроме того, в честь Софии-Шарлотты переименовали Литценбург – с того года и по сей день он называется Шарлоттенбургом.
Король приказал архитектору Эозандеру расширить дворец в Ораниенбурге. Там должна была появиться помпезная янтарная галерея в тридцать метров длиной.
В тысяча семьсот двенадцатом или тринадцатом году в Германии побывал Петр Первый. Именно тогда он и заприметил янтарные мозаичные панно и захотел такую диковинку себе.
Галерея осталась незаконченной из-за смерти Фридриха Первого. Но король умер – да здравствует король, и на трон взошел его сын Фридрих Вильгельм Первый. Наследник был жестким человеком и ценил дисциплину, из-за чего его стали называть «королем-солдатом» или «фельдфебелем на троне». Фридрих Вильгельм отменил множество дорогостоящих отцовских проектов. Янтарные панели он приказал установить в своем кабинете в Берлинском дворце.
В 1716 году Россия и Пруссия заключили союз и по этому поводу обменялись дипломатическими подарками. Тогда Петру Первому и преподнесли легендарную комнату. Царь писал об этом в письме жене, будущей императрице Екатерине I: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».
Так и вышло, что Германии есть два помещения, которые должны были быть Янтарной комнатой и никогда ею не стали. Однако комната в Шарлоттенбургском дворце тоже довольно известна, и сейчас называется Красной дамастовой (дамаст — вид шелковой ткани, которой обтянуты стены и мебель).
Драгоценный янтарный кабинет привезли в Россию в восемнадцати ящиках. Меньшиков, осмотрев их, писал царю, что хоть «некоторые маленькие штучки повыпадали», но «истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Однако царь то ли забыл, то ли забил – и янтарь лежал в ящиках еще тридцать лет. Пока до него не добралась наследница, Елизавета Петровна.
Янтарная комната в Зимнем дворце
Императрица повелела смонтировать Янтарную комнату в Третьем Зимнем дворце (том самом, который ныне всем знаком под именем Зимнего дворца в Петербурге). Работы начались в 1743, но выяснилось, что деталей не хватает. Даже то, что Фридрих Второй подарил дополнительные панели с аллегориями, прославлявшими императрицу, не помогло. Архитектор Растрелли предложил использовать расписные панно, имитирующие янтарь, и добавить зеркальные колонны-пилястры. Решение оказалось удачным, и с 1746 года Янтарная комната исправно служила для официальных приемов.
В 1755 Елизавета Петровна, видимо, решила, что с комнатой давно уже ничего не делали и надо бы ее переместить в Большой Царскосельский дворец.
Под янтарный шедевр выделили целый большой зал. Новое помещение было куда больше старого кабинета – его площадь составляла 96 квадратных метров. Растрелли, руководивший работами по монтажу, хитро выкрутился из ситуации: он разместил драгоценные панели в среднем ярусе, а между ними поставил зеркала. Таким образом, янтарь переливался даже там, где его на самом деле не было. Плюс живописец Иван Бельский создал дополнительные живописные панно, имитирующие янтарные панели, — ими заполнили пустующее пространство.
Для драгоценной комнаты, которую называли восьмым чудом света, создали должность смотрителя. Он следил за состоянием янтарных элементов и реставрировал их по мере надобности.
Первого такого мастера – Роггенбука — выписали специально из Пруссии; он принимал участие в первой крупной реставрации. За семь лет с 1763 по 1770 расписные холсты нижнего яруса заменили настоящими янтарными панелями (размер примерно 1,5Х2,3 м), добавили украшения и поставили в углу янтарный столик на ножке. На все про все ушло почти полтонны янтаря. В центральном ярусе основное внимание зрителя притягивали восемь вертикальных узорчатых панелей; четыре из них служили обрамлением для флорентийских мозаик из самоцветов. По моде того времени их сюжетами служили аллегории чувств:”Слух”, “Вкус”, “Зрение”, “Осязание и Обоняние”.
Кроме того, в комнате поставили китайские фарфоровые вазы, мебель в стиле маркетри и часы французской работы, а также стеклянные горки с коллекцией янтарных изделий семнадцатого-восемнадцатого веков.
Именно в таком виде комната простояла более чем полторы сотни лет. За это время ее реставрировали трижды, ничего принципиально не меняя в убранстве: просто заменяли детали, ведь сквозняки, перепады давления, температуры и влажности разрушали драгоценный янтарь.
Последняя крупная реставрация была намечена на 1941 год…
История Янтарной комнаты во время Второй мировой войны
Уже к началу ХХ века Янтарная комната находилась в плачевном состоянии: со временем янтарь потускнел и стал хрупким, многие панели треснули из-за того, что дубовые рамы при перепадах температуры расширялись. Двести лет назад, когда комнату делали, никто просто не рассчитывал на такой долгий срок ее жизни.
В 1931 году всю комнату с разных ракурсов сфотографировали в подробностях, чтобы облегчить работу реставраторов. Именно эти фото Янтарной комнаты спасли шедевр от полного забвения.
Когда Германия напала на СССР, культурные ценности из Ленинграда, Петергофа и Пушкина (Царского Cела) по возможности эвакуировали. Однако Янтарная комната была слишком большой и хрупкой. К тому же ее, как выяснилось, не включили в план эвакуации, а без документации кто захочет брать на себя такую ответственность? В музее оставалось всего пять работниц (все женщины), так что спасти этот громоздкий шедевр они не могли физически, даже если бы рискнули действовать без официального разрешения. Так что комнату просто законсервировали и оставили на месте.
Восемнадцатого сентября 1941 года немцы вошли в город Пушкин, захватили Царское Cело и вместе с ним Янтарную комнату.
Нацисты предназначили ей особое место в личном музее фюрера. В октябре в Царское Село прибыли два офицера-искусствоведа, выполнявшие особые поручения Гитлера. До конца войны комнату должны были хранить в подвалах Рижского замка, чтобы потом перевезти в Линц, когда там будут строить музей. Но прусский гауляйтер убедил фюрера, что лучше будет пока что до конца войны выставить ее на исторической родине – в Кёнигсберге. Именно туда её и повезли, сначала на грузовиках, затем по железной дороге.
Считается, что один из офицеров, которые сопровождали ценный груз, украл панно «Осязание и обоняние». Во всяком случае, панно пропало и обнаружилось лишь в 1997 году в Бремене, когда его (через нотариуса) выставил на аукцион сын бывшего офицера вермахта, к тому времени покойного. Произведение искусства изъяли, и после долгих юридических перипетий мозаичное панно оказалось во владении города Бремена, а власти Бремена в 2000 году передали его в Россию, в государственный музей “Царское Село”.
Два года – с 1942 по август 1944 – панели украшали комнату Кёнигсбергского замка, которую назвали «Янтарным кабинетом». Размером он был меньше, чем зал Царскосельского дворца, так что треть мозаичных панно, оставшихся лишними, хранили в подвалах замка и Имперского банка.
В конце лета, 30 августа 1944, из-за налета союзнической авиации в замке начался пожар. Шесть панелей частично оплавились, многие другие закоптились, так что комнату быстро разобрали, упаковали в ящики и поставили их в так называемом Орденском зале.
Последнее свидетельство о наличии в замке упакованных янтарных панно датируется 5 апреля 1945 года. Девятого апреля советские подразделения вступили в Кёнигсберг, через два дня заняли замок; во время боев за Кенигсберг замок был частично разрушен и сильно пострадал от огня..
На этом официальная история Янтарной комнаты заканчивается.
Тайна Янтарной комнаты
На сегодня известно местонахождение лишь трех подлинных объектов из Янтарной комнаты: ларец, зеркало и итальянское панно «Осязание и обоняние». Все они хранятся в Эрмитаже.
Поиски не прекращаются с того самого момента, как Янтарная комната была потеряна. Здесь мы вступаем на территорию запутанного исторического детектива. Существуют десятки версий, от официальных до абсолютно маргинальных. Множество кладоискателей охотились за ней, пытаясь раскрыть тайну Янтарной комнаты, но ни одна попытка не увенчалась успехом. По существу, Янтарная комната остается одной из неразгаданных загадок двадцатого века.
Что могло случиться с Янтарной комнатой?
Главная версия – пожар. Согласно этой версии, бесценный шедевр сгорел 9-11 апреля 1945 года, во время взятия Кенигсберга советскими войсками, частично или целиком. Эту идею поддерживали Альфред Роде, директор замкового музея, и профессор Александр Брюсов, руководивший комиссией по поиску культурных ценностей, вывезенных нацистами из СССР. Впрочем, о Роде многие знавшие его искусствоведы писали впоследствии, что он был фанатичным поклонником Янтарной комнаты и ради ее сохранения был готов на многое — например, он якобы рассылал в разные места Германии детали Янтарного комнаты с фальшивыми документами, тогда как основная ее часть оставалась в замке.
Бывший хранитель Янтарной комнаты советский искусствовед Анатолий Кучумов считал, что в описанных свидетелями ящиках хранились до апреля 1945 года только отдельные мозаики, а основная часть Янтарной комнаты была вывезена ранее. Как один из доводов, он приводил тот факт, что в пожарище в было следов оплавленного стекла – куда же делись двадцать четыре зеркальных пилястра?.
По другой версия, комната уцелела в пожаре, но погибла при транспортировке. Утверждается, что ее могли вывозить кораблем «Вильгельм Гусслофф» или “Карлсруэ” (последнее судно, ушедшее из порта в Кенигсберге до его захвата советскими войсками). Но в октябре 2020 года, когда польские водолазы обнаружили затонувший “Карлсруэ” , эта версия отпала — на корабле ящиков с панелями из Янтарной комнаты не нашли.
По третьей версии, комната до сих пор спрятана в некоем бункере. Называют семь мест-кандидатов в окрестностях Калининграда и еще больше – по всей Германии. Также возможные места захоронения – пещера близ Дрездена или штольня старой шахты.
По четвертой, довольно экзотической версии того же Кучумова Янтарная комната попала к американцам в 1950-х годах. Сторонники этой версии считают, что после оккупации Кенигсберга ящики с янтарными панелями, найденные в замке, сдали в сортировочный отдел трофеев, которым ведало НКВД. Они числились как «немецкий Янтарный кабинет», и секретное ведомство якобы не сопоставило его с известной комнатой из Царского Села. Где-то в запасах НКВД бесценные произведения искусства под видом немецких пролежали до 1950 года, после чего пошли в уплату советского долга перед США за военные поставки. Когда панелей хватились, было уже поздно. После этого с Кучумова и прочих исследователей темы взяли подписку о неразглашении.
В пользу этой версии говорят появившиеся в 2011 фотографии янтарной панели на зеленом фоне, сделанные в 1960 вблизи города Кассель в ФРГ. Хотя возможно, панель просто была украдена так же, как и «Осязание и обоняние».
Современные оценки стоимости оригинальной комнаты варьируются от $142 млн до $500 млн.
Однако специалисты по янтарю, в отличие от искателей сокровищ и историков, не так сильно интересуются поисками Янтарной комнаты хотя бы потому, что при хранении в бункере или тем более на дне моря от красивейших янтарных мозаичных панно давным-давно остались только жалкие бесформенные куски темно-коричневого цвета. Таким образом, оригинальная Янтарная комната работы прусских и российских мастеров практически на 100% погибла.
Реконструкция Янтарной комнаты
Впервые идея воссоздать шедевр с нуля появилась в СССР в конце семидесятых. Идею эту многие критиковали. Реконструкция любого памятника старины с нуля — это сомнительное мероприятие.
Но Янтарная комната почему-то стала для советских властей неким символом всех культурных ценностей, пострадавших и пропавших во время войны. В 1982 по распоряжению Кабинета министров СССР процесс “воссоздания” официально начался. главной проблемой оказалось отсутствие квалифицированных мастеров. Янтарь – очень специфический, «живой» материал, он меняется в размерах, со временем тускнеет и становится хрупким, совершенно не терпит термической обработки. Конечно, в Калининграде был завод янтарных изделий, но там делали бусы и сережки. Специалистам пришлось с нуля осваивать эту отрасль ювелирки, для чего была основана янтарная мастерская в Царском Селе.
Мастера использовали старые фото 1917-го и 1941 года, а также воспоминания очевидцев. Кроме того, к работе привлекли реставраторов, которые восстанавливали другие янтарные изделия того же периода, что и Янтарная комната.
Работы продолжались десять лет, до 1992 года. Тогда на проект перестали выделять финансирование. Тогдашний российский премьер Черномырдин подарил Янтарной комнате 1,2 тонны янтарных изделий, конфискованных у контрабандистов на калининградской таможне, но эти изделия невозможно было использовать – они были малы и уже обработаны, так что в пафосном жесте особого смысла не было. В итоге в конце нулевых нашлись инвесторы, в том числе иностранные. К 2003 году реконструкцию закончили.
Теперь копия Янтарной комнаты доступна для посещения в Пушкине, в Екатерининском дворце музея-заповедника Царское Село.
Текст: Иван Синенко
Фото: Getty Images, Depositphotos
Читайте также:
Раскрыта тайна чаши Нестора: почему на сосуде в гробнице ребенка была развратная надпись?
Похищенную картину школы Леонардо да Винчи нашли в шкафу спальни
США вернули Украине картину, похищенную нацистами