• Внешность трех древних египтян удалось воссоздать по ДНК из мумий.Вокруг Света. Украина
    Фото: Parabon NanoLabs
    Технологии
    Вторник, 28 сентября 2021

Внешность трех древних египтян удалось воссоздать по ДНК из мумий

Лица трех мужчин, живших в Древнем Египте более 2000 лет назад, стали первой успешной реконструкцией останков такой давности, полученной методом, не требующим сохранности черепа. Это открывает огромные возможности для археологии и антропологии.

Мумии, использованные в эксперименте, были похоронены между 1380 г. до н.э. и 425 г. н.э. в Абусир эль-Мелеке, древнеегипетском городе в пойме Нила к югу от Каира, Ученые из немецкого Института Макса Планка секвенировали их ДНК в 2017 году, и это была первая успешная реконструкция генома древнеегипетской мумии.

Исследователи из Parabon NanoLabs, компании, занимающейся технологиями ДНК, в Рестоне, штат Вирджиния, США, использовали эти генетические данные для создания трехмерных моделей лиц мумий с помощью процесса, называемого судебно-медицинским фенотипированием ДНК, которое использует генетический анализ для прогнозирования черт лица и других аспектов внешнего вида человека. Внешний вид древних египтян был воссоздан на момент достижения ими возраста 25 лет. В качестве контрольной была также проведена реконструкция черепов на основе 3D моделей, полученных при помощи УЗИ, давшая хорошее совпадение с результатами генетической реконструкции.

«Это первый случай, когда комплексное фенотипирование ДНК было успешно выполнено для останков человека такой давности», — говорится в заявлении представителей Parabon. Результаты реконструкции лиц мумий были показаны 15 сентября на 32-м Международном симпозиуме по идентификации человека в Орландо, штат Флорида.

Ученые обнаружили, что у трех мужчин, чьи останки подвергались реконструкции, была светло-коричневая кожа с темными глазами и волосами. В целом, их генетика была ближе к современным людям Средиземноморья или Ближнего Востока, чем к современным египтянам.

Работа с ДНК, извлеченной из древних останков сложна по двум причинам: зачастую такая ДНК сильно деградирует, к тому же она обычно смешивается с ДНК бактерий. Как следствие, количество человеческой ДНК, доступной для секвенирования, может быть очень небольшим. Однако, поскольку большая часть ДНК является общей для всех людей, ученым не нужен весь геном, чтобы составить физическое изображение человека. Им нужно проанализировать только определенные места в геноме, которые различаются у разных людей. Эти участки ДНК известны, как однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) и кодируют индивидуальные физические различия между людьми.

Если древняя ДНК не сохранила достаточно SNP, чтобы определить какой-либо конкретный признак, ученые могут заменить отсутствующие генетические данные на подставленные значения, взятые из других близлежащих SNP. Статистика, рассчитанная на основе тысяч геномов, показывает, насколько тесно каждый SNP может быть связан с отсутствующим соседом.

Технология, использованная на древних мумиях, может помочь и при идентификации сильно поврежденных современных останков.

С помощью цифровой реконструкции ученые установили, как на самом деле выглядел фараон Эхнатон. Останки фараона были найдены в 1907 году в египетской Долине царей в гробнице KV 55, всего в нескольких метрах от усыпальницы его сына, Тутанхамона.

По материалам Live Science