Понедельник, 28 марта 2016
Перед Первой мировой войной из Лувра исчезла Джоконда. Картина была украдена итальянским рабочим Винченцо Перуджа, служившим в столярной фирме, получавшей заказы в Лувре. Работая в музее, он примелькался служителям, что позволило ему снять и унести картину.
В письме директору Галереи Уффици Перуджа сожалел, что не может подарить картину музею во Флоренции, и просил выкупить ее за небольшие деньги. Хотел покрыть расходы, понесенные в связи с хранением и перевозкой Джоконды в Италию. Это письмо послужило причиной начала судебного процесса. Следствие долго не могло поверить, что вор действовал в одиночку.
Перуджа объяснял свой поступок патриотизмом. Считал несправедливым, что французы завладели произведением великого флорентийца. Он полагал, что картину из Италии вывез Наполеон, хотя на самом деле она была куплена у автора французским королем.
В ходе процесса в Италии сложилось общество в поддержку Перуджи, в которое вошло много известных женщин – светские дамы, актрисы, оперные певицы. Считается, что он получил эту поддержку во многом благодаря красивой внешности. Вору наняли лучшего адвоката. Перуджа был осужден на небольшой срок.
Позднее в конце тридцатых годов из Лувра была украдена картина Антуана Ватто «Равнодушный». В этот раз вором оказался Серж Богуславский, уроженец Киева, вывезенный родителями во Францию. Серж считал, что в Лувре работают плохие реставраторы, не чета ему. Отреставрировав картину, он вернул ее музею. Богуславского судили и приговорили к пяти годам тюрьмы. Дальше его следы теряются. Не исключено, что он погиб во время оккупации Франции немецкой армией.
По материалам лекции Наталии Романовой «Шедевры Лувра и других музеев Парижа» в рамках курса Культурного Проекта «Истории шедевров».