• Мосты Будапешта: 10 столпов столицы Венгрии.Вокруг Света. Украина
    Путешествия
    Пятница, 15 ноября 2019

    Мосты Будапешта: 10 столпов столицы Венгрии

    История современного Будапешта началась с моста, который объединил города Буду и Пешт, лежавших на разных берегах Дуная, в одно целое.

    Сегодня мосты Будапешта – это не только важнейшая часть транспортной инфраструктуры города, но и популярная туристическая достопримечательность.  Всего их десять: 8 автомобильных и 2 железнодорожных. Каждый напоминает о каком-то этапе развития столицы — это словно архитектурное отражение истории города. 

    Чтобы получить максимум впечатлений, опытные туристы советуют осмотреть каждый мост Будапешта дважды: в светлое и темное время суток. Вечернее посещение достопримечательностей  можно заменить одной экскурсией по Дунаю, которая позволяет оценить ночную подсветку. Но дневную экскурсию лучше устроить себе самостоятельно, вооружившись нашим коротким справочником по истории мостов Будапешта.

    Цепной мост

    Чем знаменит: самый старый постоянный мост Будапешта, символ города. Его изображение можно встретить чаще других достопримечательностей на магнитиках и прочей сувенирной продукции. 

    Где находится: со стороны Пешта — площадь Иштвана Сеченьи (Szechenyi Istvan ter),  со стороны Буды — площадь Адама Кларка (Clark Adam ter), где находятся скульптура «Камень нулевого километра», нижняя станция фуникулера на Замковую гору и туннель под Замковой горой. Кстати, длина туннеля практически совпадает с длиной моста, поэтому у местных жителей родилась трогательная шутка, что во время дождя эту достопримечательность Будапешта, чтобы не испортилась, прячут под гору. 

    Дата открытия и реконструкции: 1849 год. В 1945-м  первый мост Будапешта был взорван отступающей немецкой армией. Его восстановили в 1949 году  — к столетию Цепного моста.

    Длина: 375 м.

    История моста: идея строительства переправы принадлежала венгерскому реформатору, графу Иштвану Сеченьи. Попутешествовав по просвещенной Европе, потомок знатного рода задался целью приблизить консервативную Венгрию к развитым соседям. По настоянию графа цепной мост в Будапеште  — копию моста из британского города Марло — сделали мировой достопримечательностью. Он стал не только самым длинным в Европе, но одним из крупнейших мостов в мире. Конструкция, получившая в честь своего отца-основателя второе имя мост Сеченьи, удерживала первенство всего несколько лет: в 1853 году в Киеве появился Николаевский цепной мост длиной 776 м (разрушен в Первую мировую). Тем не менее свою функцию мост в Будапеште выполнил  — прославил и город, и страну. 

    Интересные факты: в Будапеште существует городская легенда, что создатель каменных львов у входов Цепного моста, скульптор Янош Маршалько, утопился от стыда за свою работу в Дунае. Якобы какой-то мальчишка упрекнул его в том, что мастер забыл сделать львам языки, а тот в ответ пожелал парню жену, обладающую языком такого же размера, как у его львов. На самом деле языки у львов есть, но просто не видны пешеходам — пасти находятся слишком высоко.  В свое время Маршалко даже опубликовал по этому поводу статью: «Львы — не собаки, и языки из пасти у них не свисают». Архитектор благополучно пережил скандал и умер в старости через 40 лет после всех событий.  

    Особенности посещения: Цепной мост является одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей Будапешта, поэтому здесь всегда активное пешеходное движение.  Иногда бывает откровенно тесно, так что приготовьтесь фотографировать быстро. По пологой конструкции можно залезть практически до самого верха моста, как это сделал, например, актер Уилл Смит, станцевавший на одной из опор. Но без разрешения властей это незаконно.

     Мост Маргит

    Чем знаменит: стал вторым постоянным мостом Будапешта. Он состоит из двух частей, которые под большим углом (165°) соединяются в районе острова Маргит — популярной зоне отдыха в Будапеште. Необычная конструкция моста объясняется тем, что в этом месте Дунай образует два рукава, поэтому при возведении переправы строители расположили две секции сооружения перпендикулярно течению. Третья часть от средней опоры ведет к острову.

    Где находится: со стороны Пешта —  бульвар Святого Иштвана (Szent István körút), со стороны Буды —  бульвар Маргит (Margit körút). На третьей стороне, острове Маргит, расположен общественный городской парк с ресторанами, кафе, фонтанами, мини-зоопарком, отелем и купальней.

    Дата открытия и реконструкции: 1876 год. Как и все довоенные мосты Будапешта, сильно пострадал в годы войны. В 1944 году то ли в результате случайного взрыва боеприпасов, то ли диверсии была полностью разрушена часть моста со стороны Пешта. Погибло 640 человек, из которых только 40 были немецкими солдатами, а остальные —  обычными горожанами. В следующем году отступающие немцы уничтожили будайскую часть конструкции. Мост реконструировали в 1948-м, сильно упростив декоративные элементы (исчезли изящные перила, фонари и скульптуры, сделанные для Будапешта во Франции). В 2009-2011-м часть старинных узоров восстановили.  

    Длина: 637 м, из которых 70 м – это средняя часть.

    История моста: второй мост Будапешта  построили, потому что Цепной не справлялся с нагрузкой. Из-за большой востребованности было решено сделать мост платным: на обоих берегах поставили таможенные будки, где брали дань с проезжающих телег. Однако деньги стремительно утекали в общую казну, откуда на обслуживание моста не возвращались. Поэтому почти четверть века инженеры не могли достроить третью часть конструкции на остров Маргит, который уже тогда был достопримечательностью Будапешта.. Этот пролет, с самого начала заложенный в проекте, смогли открыть только в 1900 году. 

    Интересные факты: святая Маргарита Венгерская,  в честь которой назван этот мост Будапешта, в миру была дочерью короля Венгрии Белы IV (XIII век). Она ведет свой род от Великих князей Киевский, являясь прапраправнучкой Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.

    Особенности посещения: перед тем, как ступить на мост, хорошо подумайте, по какой стороне вы хотите идти. В середине пересечь конструкцию проблематично из-за большого транспортного потока и неудобного для пешеходов светофорного режима. 

    Мост Свободы

    Чем знаменит: самый короткий мост Будапешта. После первой мировой войны имел печальную славу «моста самоубийц»: именно здесь предпочитали сводить счеты с жизнью разочаровавшиеся в ней будапештцы. После второй мировой дурная репутация забылась. 

    Где находится: со стороны Пешта — площадь Фёвам (Fovam ter), где находится Центральный рынок Будапешта и начинается главная туристическая улица города Ваци (Vаci utca); со стороны Буды — южная часть холма Геллерт, где расположены знаменитые купальни.

    Дата открытия и реконструкции: 1896 год. В 1945-м третий по счету мост Будапешта был взорван отступающими немецкими войсками, но к августу следующего года он уже был восстановлен.

    Длина: 333 м. 

    История моста: строительство очередного моста для растущего Будапешта приурочили к 1000-летию Венгрии.  За первые полвека своего существования мост четырежды менял название. Сначала он назывался мост на площади Вамхаз, затем мост Таможни, здание которой стояло на пештской набережной, затем его переименовали в честь императора Австро-Венгерской империи Франца Иосифа, и только в 1946-м мост получил современное  название.

    Интересные факты: Вершины четырёх мачт моста украшают статуи мифических турулов — похожих на соколов птиц, которых в венгерской мифологии  читали вестниками богов. После войны мост реконструировали, сохранив эти элементы украшения. Аутентичные конструкции подняли  со дна Дуная. Пропала только одна достопримечательность — памятный серебряный гвоздь, который символически забил в конструкцию император Франц Иосиф во время церемонии открытия. Сейчас в мост вбита его копия, закрытая стеклом. 

    Особенности посещения: по большим праздникам и выходным движение на мосту перекрывается, и здесь жители Будапешта устраиваются парады,  веселые гулянья и даже коллективные занятия йогой или каким-либо видом спорта по утрам. Так что в хорошую погоду легко можно оказаться в толпе спортсменов, танцоров или йогов.

    Мост Эржебет 

    Чем знаменит: единственный из старых мостов Будапешта, который не был восстановлен после войны в первозданном виде. До войны это был цепной мост, в современном же виде он висячий. Однако силуэт старого моста архитекторы сохранили. 

    Где находится: со стороны Пешта — улица Лайоша Кошута (Kossuth Lajos utca); со стороны Буда — северная оконечность холма Геллерт и южная оконечность Замковой горы, на которой расположена одна из самых ярких достопримечательностей Будапешта — Будайская крепость. Выше по течению находятся два главный мост Будапешта — Цепной, ниже — мост Свободы

    Дата открытия и реконструкции:  1903 год. Оригинальный мост Эржебет был взорван в  1945 году отступавшими частями вермахта. От переправы мало что осталось, поэтому долгое время власти Будапешта не могли приступить к восстановлению моста. В итоге его реконструировали лишь в 1964-м, и то совершенно в другом виде: по  архитектурным и экономическим соображениям было решено построить новый висячий мост современной конструкции с использованием сохранившихся опор старого. Фотографии и некоторые элементы старого моста — например, старинное звено цепи, можно увидеть около музея транспорта в городском парке.

    Длина: 378 метров

    История моста: мост назван в честь императрицы Елизаветы Баварской (по-венгерски ее имя звучит как Эржебет), супруги императора Франца Иосифа . Сегодня ее большая бронзовая статуя находится на будайской части конструкции, в центре небольшого сада. Елизавета была убита анархистом в Женеве в 1998 году — в год начала активного строительства моста в Будапеште

    Интересные факты: в 2005 году на мосту Эржебет в Будапеште был поставлен мировой рекорд по количеству целующихся пар. В акции приняли  участие 5875 пар, что зафиксировали представители Книги рекордов Гиннесса.

    Особенности посещения:  мост Эржебет не является одной из главных достопримечательностей Будапешта, но тем не менее может время от времени быть переполнен пешеходами, потому что имеет удобное расположение. На этот мост стоит обратить особое внимание во время круиза по Думаю — под ним самое  быстрое в Будапеште течение.

    Что еще посмотреть в Будапеште:

    • Южный железнодорожный мост (1877)
    • Северный железнодорожный мост (1896)
    • Мост Петёфи (1937)
    • Мост Арпада  (1950) 
    • Мост Ракоци (1995; имеет специальные огромные зеркала, которые равномерно освещают дорогу с 35-метровой высоты).
    • Мост Медьери  (2008; самый молодой и длинный мост Будапешта, имеет протяженность 1862 м).  
    • Мост Кошута (1945-1960; несуществующий мост, соединявший площадь Лайоша Кошута в Пеште с площадью Баттяни в Буде.  Сейчас в этих местах установлены памятные таблички. В 2020 году планируется начало строительства моста в этом же самом месте).

    «Вокруг Света. Украина»

    Читайте также:

    Рождество в Будапеште: самостоятельная экскурсия по праздничному городу

    Лучшие кондитерские Будапешта

    Все прелести Будапешта за 24 часа