Подземелья существовали под Киевом с древних времен. По приблизительным данным, их более 200. Общую длину пещер никто не знает до сих пор. Самые древние из них это подземные монастыри и лабиринты крепостных укреплений.
На территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры находится самый известный и древний комплекс пещер – Ближние и Дальние. История этих подземелий уходит во времена, когда люди, промышлявшие разбоем на склонах Днепра, использовали их, чтобы прятать награбленное. В дальнейшем эти пещеры заняли монахи-отшельники, которые на протяжении многих веков расширялись и соединяли пещеры в единый комплекс.
Помимо монашеских пещер, существует еще множество интересных фортификационных тоннелей и гидротехнических сооружений, которые пользуются огромной популярностью у так называемых диггеров, любителей подземных приключений. Одно из самых масштабных и грандиозных – «Сталинское метро». Это недостроенные железнодорожные тоннели, которые пролегают под Днепром. Строительство тоннелей началось еще в 1930-х годах. Они должны были обеспечивать сообщение между берегами Днепра на случай, если наземные мосты будут разрушены.
Здесь открываются чудесные подземелья со сталактитами, подземными водопадами и озерами с чистейшей водой. «Сталинское метро» – один из самых популярных маршрутов подземных экскурсий.
Для любителей активного и экстремального отдыха это будет незабываемое приключение. Поразительного вида «Царский колодец» высотой 15 м, «Зал трех братьев», лабиринты штольневых систем, древние, замурованные в кирпич реки и другие, не менее увлекательные подземные уголки. Экскурсии по подземельям проводят опытные диггеры, которые могут рассказать связанные с ними легенды и показать много интересного и таинственного.
Есть несколько старых рек, русла которых были искусственно перенаправлены под землю и заключены в коллекторы. Одной из самых древних и зрелищных считается река Клов. Ее арочная магистраль выложена из старого кирпича, на котором еще остались оттиски с царских времен.
Очень зрелищными являются дренажно-штольневые системы. Эти гидротехнические сооружения представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен, по которым отводится вода. Одна из самых старых штолен – «Никольская» – была построена в 1916 году и имеет протяженность более 2 км. Недалеко от станции метро «Арсенальная», под парком Славы, находится самая разветвленная и запутанная дренажная система «Аскольдова». Обычно штольни выполнены из бетона и внутри имеют достаточно большие размеры, чтобы можно было ходить по ним во весь рост.
По материалам статьи Юлии Малюк, опубликованной на сайте lyonl.com.
Читайте также:
5 лучших достопримечательностей Черновицкой области
Самые красивые в мире библиотеки
На норвежских фьордах построят подводные туннели