В исследовании биологов из Университета Вирджинии, опубликованном в PLOS One, подробно описывается устройство, известное как акустический маяк, и побуждающее птиц держаться в стороне от крупных сооружений, построенных людьми. Это существенно снижает число случаев гибели птиц при столкновении с искусственными объектами.
Между тем, ежегодно миллиарды птиц со смертельным для себя исходом сталкиваются с искусственными сооружениями. Масштабы их гибели по этой причине стали так велики, что угрожают исчезновением ряду видов. Это также накладывает ограничения на различные отрасли промышленности. Кроме того, с продолжающимся ростом урбанизации частота столкновений будет продолжать расти.
По данным исследования Корнельской лаборатории орнитологии проведенного в 2019 году, в котором было проанализировано 529 видов птиц, популяция птиц в Северной Америке резко сокращается, и с 1970 года снизилась в США и Канаде на 30% птиц . Эта потеря миллиардов птиц является сигналом того, что измененные человеком ландшафты становятся непригодными для их обитания.
Предыдущие усилия по уменьшению столкновений в основном были сосредоточены на том, чтобы сделать структуры более заметными для птиц визуально, но это не принесли большого успеха.
Почему многие птицы не могут избежать столкновения с объектом прямо на пути их полета? Глаза большинства птиц расположены по бокам головы, обеспечивая исключительное периферическое зрение, в то время как их бинокулярное зрение больше связано с близорукими задачами, такими как кормление и посадка. Иными словами, у птиц есть слепое пятно прямо перед клювом. Более того, они держат голову наклоненной вниз во время полета, чтобы стать более аэродинамичными, и совершенно не ожидают, что на их пути возникнет препятствие, слишком узкое, чтобы увидеть его периферическим зрением. Наконец, их внимание в ходе перелета более всего сосредоточено на наземных объектах. Птицы используют ландшафтные ориентиры для корректировки своего маршрута.
Созданные человеком объекты большой высоты с эволюционной точки зрения очень новые. Перелетные птицы раньше перемещались по очень предсказуемым открытым воздушным пространствам. У них не было причин обращать внимание на потенциальную опасность столкновения, и эта способность не выработалась у них в ходе эволюции.
В качестве испытательного объекта были выбраны две башни сотовой связи на восточной стороне Чесапикского залива на побережье Вирджинии, в районе, где осенью летают перелетные птицы. Они были достаточно высокими, чтобы причинять птицам ущерб, и достаточно изолированными, чтобы без помех испытать технику акустического маяка.
Наклонив высоконаправленные динамики вверх у основания башен, исследователи воспроизводили звуки с частотой от 4 до 6 килогерц, и с более высокими частотами от 6 до 8 килогерц в окружающее воздушное пространство. Результаты показали, что сочетание акустических и визуальных сигналов снижает риск столкновения на 12% при более высоких частотах и на 16% при более низких.
Хотя результаты выглядят многообещающими, концепция применения акустических маяков в реальных условиях имеет практические ограничения. Частоты, использованные в исследовании, слышны людям, а это означает, что метод будет ограничен удаленными постройками и очень высокими строениями.
Следующим шагом проекта является изучение более широкого диапазона частот и того, как они воспринимаются конкретными видами птиц. Предварительные исследования показывают, что изменение высоты звука акустических сигналов — например, включение и выключение сирены скорой помощи — может вызвать устойчивые поведенческие реакции. Растущее количество доказательств предполагает, что использование прерывистого звука может безопасно перенаправить воздушное движение птиц.
Саамские оленеводы требуют отказаться от постройки ветряной электростанции, которая мешает миграции оленей
По материалам The Academic Times
Читайте также:
В Аскании-Нова продолжают гибнуть редкие птицы
Безлопастные ветряки могут спасти миллионы птиц и летучих мышей