• Древнейший водопровод планеты обнаружили в Китае.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Места
    Вторник, 5 декабря 2017

Древнейший водопровод планеты обнаружили в Китае

Система водоснабжения появилась в долине Янзцы 5300 лет назад - гораздо раньше, чем в Месопотамии.

Четыре года археологических раскопок древней культуры Лианджу, известной редчайшими нефритовыми изделиями, показали, что китайская гидравлическая система древнее, чем предполагалось. Она была создана более 5 тыс. лет назад.

Ученые долго сопоставляли археологические образцы, данные статического зондирования, спутниковые снимки, создавали геологические модели, чтобы понять, как же она снабжала город водой.

В чем уникальность этой системы?

Водопровод в долине Янзцы  появился около 5300 до н. э. и просуществовал до 4300 до н. э. Очевидно, что это один из старейших, а также крупнейших гидравлических проектов в мире. До сих пор пальму древности отдавали водопроводу в Месопотамии, построенному 4900 лет назад.

Фото: PNAS

Масштаб преобразований ландшафта долины был революционным для того времени и не имел аналогов в своей эпохе. Ученых удивляет, как идея подобного сооружения могла родиться в культурной изоляции.

Культура Лианджу была земледельческой. Исследователи подсчитали, что около трех тысяч рабочих должны были перенести около 10 миллионов кубометров земли, чтобы построить уникальную систему высоких и низких дамб, прорыть сеть искусственных каналов, канав и канавок, общая протяженность которых составляет около 30 км.

Фото: Shutterstock

Сложная ирригационная система, как предполагают ученые, снабжала водой жителей города, а также использовалась для орошения рисовых полей, которые должны были прокормить растущее  население. К городу, расположенному в долине, вело шесть шлюзов-ворот.

Сегодня культурная область Лианжу находится в предварительном списке охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Карта гидравлических каналов в бассейне Янзцы

Фото: PNAS

У культуры Лианджу не было письменности, поэтому понять, как жили эти люди, как пользовались водопроводом, как создавали нефритовые артефакты потрясающей красоты, заимствованные народами, соприкасающимися с ними  в долине, — невозможно без гипотез. Команда археологов попытается проверить работу древних шлюзов в действии.

Напомним, что провинции Ганьсу, в Китае, нашли останки, предположительно принадлежавщие Будде.