В первой части материала мы приняли факт, что во время путешествия с форс-мажором может столкнуться каждый из нас. Мы согласились, что это не повод впадать в прострацию, нервничать, кричать «все пропало!» и делать далеко идущие выводы про страну, политический строй, авиакомпанию, аэропорт или водителя такси, который не смог вовремя доставить вас в аэропорт (об этом, кстати, поговорим ниже). Что нам нужно, так это заранее подготовиться и хорошо изучить шаблоны поведения в каждом из возможных случаев.
Итак, продолжаем.
Мне не хватило места в самолете
Поздравляем, вы познакомились с овербукингом! Рано или поздно он настигает практически каждого, кто летает более-менее регулярно. В чем суть: все (!) авиакомпании мира продают больше билетов, чем фактически может вместить самолет. Это происходит автоматически: система страхует себя от неявки определенного процента пассажиров – а по статистике это случается чуть ли не на каждом рейсе. Первый порыв пассажира, которые не попадает на свой рейс из-за овербукинга, – обвинить авиакомпанию в алчности, написать гневный пост в Фейсбук и потом комментировать десятки сочувственных сообщений. Но давайте лучше разберемся, как действовать в такой ситуации. Во-первых, в свой пункт назначения вы попадете в любом случае. Ближайшим из возможных рейсов и часто даже более комфортно, поскольку эконом класс может быть раскуплен полностью, и у вас есть реальный шанс быть пересаженным в бизнес. Во-вторых, если вы не давали согласия на исключение себя из списка пассажиров рейса, вам положена компенсация – 250-600€ в зависимости от дальности рейса. Можно выступить и добровольцем: как правило, авиакомпании опрашивают пассажиров, и если кто-то готов перенести свой вылет за соответствующую компенсацию. В-третьих, если ожидание следующего рейса длительное, вам положен отель и трансфер.
Сама авиакомпания, кстати, от этой особенности бронирования страдает едва ли не больше оказавшихся «лишними» пассажиров. Выписка нового билета (часто рейсами партнеров, что дороже), выплата компенсаций, трансферы, отели…
Итог: хотите обезопасить себя от овербукинга? Регистрируйтесь на рейс онлайн и оставляйте авиакомпании корректные контактные данные. МАУ, например, недавно ввели такую систему: самостоятельно вы регистрируетесь на рейс от 48 до 12 часов до вылета, а потом (от 12 до 2 часов до вылета) система зарегистрирует вас сама – для этого и нужны данные. Те, кто данные не предоставил, первые кандидаты на встречу с овербукингом.
Я опоздал на рейс
Тут хочется менторским тоном заявить: «А вы не опаздывайте! Разве не знаете киевские пробки, такси, склонность забывать дома документы и т.д.? » (нужное подчеркнуть). Но в жизни бывает всякое, и вообще мы же как раз и говорим о форс-мажорах. Конечно, золотое правило путешественника – всегда приезжать в аэропорт загодя. Там можно спокойно выпить кофе, походить по магазинам duty free, понаблюдать за самолетами, в конце концов. Все лучше, чем каждую секунду смотреть на часы и неподвижные машины в потоке. Если знаете за собой такую особенность, лучше брать билеты с возможностью внесения изменений в бронирование. Рейс пропустите, но хоть деньги не потеряете. Если же билет с минимальным тарифом, он невозвратный и возможности перенести дату не предусматривает. Соответственно, в случае чего придется покупать новый билет.
Но опоздания бывают и другой природы – когда на рейс вы опоздали из-за задержки предыдущего вылета. Тут вина авиакомпании, но значение это имеет только в том случае, если ваш маршрут оформлен так называемым сквозным билетом – то есть единым документом. Одна авиакомпания выполняет все рейсы в рамках этого билета или несколько авиакомпаний-партнеров – не имеет значения. Обязательства перед вами несет перевозчик, оформивший билет: вас перебронируют на новый рейс, в случае длительного ожидания поселят в отель, могут повысить класс обслуживания и т.д. Если же вы брали отдельные билеты на разные участки маршрута у разных перевозчиков, а рейсы стыковали вручную, увы – покупки нового билета не избежать.
Итог: всегда закладываем время на дорогу в аэропорт (особенно автомобильную) с запасом, спокойно проверяем наличие ключевых документов перед выходом из дома, а на сложные маршруты с пересадками покупаем сквозные билеты.
Мой багаж повредили или потеряли
Все ваши попутчики уже разошлись от транспортерной ленты, а вы все ждете свой чемодан. Он так и не появляется. Или появляется совсем не в том виде, на который вы рассчитываете, – раскрытый, с оторванной ручкой, обломанными колесиками, грязный или порванный. В таких случаях алгоритм первоначальных действий схож. В первую очередь вы обращаетесь в службу Lost&Found – это делается до выхода из контрольной зоны аэропорта. Там вы заполняете либо акт об утрате с подробным описанием содержимого чемодана, либо акт о повреждениях. Обязательно сохраняете посадочный талон и багажную бирку. Если багаж поврежден, то со всеми этими документами плюс чеки о расходах на ремонт вы в срок от 7 до 21 дня должны обратиться в авиакомпанию с требованием компенсации. Если багаж потерялся, то официально поиск продолжается 21 день. Следить за поисками вы можете на World Tracer. Когда багаж найдут (95% утерянных чемоданов таки находят), вам об этом сообщат и доставят «потеряшку» по указанному адресу. Если же вы оказались среди невезучих 5%, то вам положена компенсация – 20 USD за килограмм багажа.
Итог: редко, но чемоданы все-таки теряют или повреждают. Чтобы минимизировать вероятность повреждения, попросите наклейку «Fragile» (хрупкое). Не кладите в чемодан ничего особо ценного – чтобы не сожалеть об утрате, если туда залезут нечистые на руку работники аэропортов. Обезопасить себя от потери нельзя, но можно облегчить поиск: прикрепите яркую бирку со своими контактами.
Теперь вы предупреждены обо всех возможных форс-мажорах путешественника. Искренне желаем, чтобы вы никогда ни с одним из них не имели дела. Но если это все же случится, сохраняйте спокойствие и вспомните наш ликбез.
Приятных и беспроблемных путешествий!
Читайте также:
Багаж в самолете: что и как перевозить (инфографика)
Что делать, если вы опоздали на рейс
Еда в самолете: почему это так невкусно