9 марта 2018 года украинский гонщик Вадим Притуляк стал победителем первого спецучастка Dubai International Baja в классе Т3, а в прошлом году он завоевал титул серебряного призера всего чемпионата. Вадима часто называют «белым бедуином» за то мастерство, с которым он ориентируется в пустыне.
Сам Притуляк сравнивает пустыню с диким зверем: даже если кажется, что удалось ее приручить, она всегда готова выждать удобный момент и бросить вызов. Впрочем, любая дорога — это вызов для тех, у кого в крови кипит жажда адреналина, как у героев проекта Discovery Channel «Неделя скорости». Они выйдут на старт, чтобы побороться за крупнейший приз в истории телеканала и узнать, кто из них действительно достоин титула короля уличных гонок — как и многие другие стритрейсеры до них.
Кодекс чести важнее ПДД
Япония известна не только самураями, суши и горой Фудзи, но и невероятным количеством самых разных субкультур. От косплея и аниме, широко распространившихся во всем мире, до молодежной моды гангуро (стремления одеваться как американские хип-хоп звезды) или хикимори (желания закрыться в собственном доме и максимально изолироваться от общества) — огромное количество социальных феноменов возникают здесь как мощный ответ на строгие внешние правила приличия.
Однако задолго до современных течений, в 1987 году в стране появилась необычная ассоциация — Mid Night Club, или Полуночный клуб, объединивший самых неукротимых стритрейсеров Японии. Mid Night Club задумывался как ответ банде мотоциклистов босозоку, которые гоняли на сумасшедших скоростях по дорогам Токио, терроризируя обычных водителей — подрезая, преследуя и наводя ужас рычанием своих моторов. Поэтому с самого начала в клубе действовал строгий регламент, сравнимый с традиционным самурайским кодексом чести. Во главе угла стояла безопасность всех участников дорожного движения: «миднайтеры» могли бороться с хулиганами-мотоциклистами, однако ни в коем случае не должны были создавать неудобств простым водителям.
Отбор в клуб происходил в несколько этапов, и далеко не каждый желающий попадал туда. Кандидаты целый год имели право лишь посещать все собрания, однако к участию в заездах не допускались. Да и по истечении испытательного срока к братству присоединялись только те, кто показал высший пилотаж, доказал свой профессионализм в деле. Кроме того, обязательным условием было наличие автомобиля, способного разогнаться больше 250 км/ч.
На начальных этапах «миднайтеры» выбирали в основном Porsche, Ferrari и другие западные спортивные модели — это позволяет предполагать, что основателями клуба были представители золотой молодежи Японии. Однако благодаря стремительному развитию культуры автотюнинга им на смену быстро пришли SkyLine GT-R, Toyota Supra, Mazda RX-7 и другие машины мощностью 400-600 лошадиных сил. По итогам такого строжайшего отбора в клубе всегда было человек 30 — не больше, при этом они были действительно недосягаемы для полиции, на машинах которой стояло ограничение скорости 180 км/ч.
Методика борьбы с бандой босозоку не ясна до конца — обычно противостояние выливалось в гонку: достаточно было просто подать байкеру световой сигнал фарами, чтобы бросить вызов. Со временем «миднайтеры» все больше трансформировались в элитный закрытый автоклуб, который устраивал заезды на сверхскоростях, соревнуясь друг с другом или участниками других объединений. Плацдармом чаще всего служила трасса Ванган, сегодня переименованная в Бейшор, что позже даже дало название манге и аниме «Ванганская полночь» (Wangan Midnight). Старты проводились сразу после полуночи — отсюда и взялось имя клуба. О дате и времени следующей встречи участники узнавали из газет: глава «миднайтеров» давал завуалированное объявление, на первый взгляд никак не связанное с машинами или гонками, и только члены клуба, которые знали, куда смотреть и как читать между строк, могли расшифровать послание. Впрочем, секретность Mid Night Club соблюдал не во всем: так, о принадлежности к клубу его участники заявляли в открытую с помощью отличительной наклейки с символикой, которая крепилась на автомобиль. Если «миднайтер» провинился (помешал другим водителям, подрезал, создал аварийную ситуацию на дороге), его немедленно изгоняли из братства и отбирали эмблему. С самозванцами, которые выдавали себя за «миднайтеров» и прилепляли на машины поддельные значки, поступали просто: их автомобили поджигали или же разбивали стекла (но никаких физических расправ над самими водителями).
В 1999 году очередная гонка босозоку и «миднайтеров» привела к серьезной аварии: байкеры, летевшие на скорости под 300 км/ч, не успели вовремя затормозить и врезались в плотный поток дорожного движения. В результате погибли два мотоциклиста, и еще 6 человек — обычных водителей — были госпитализированы. Поскольку из-за гонки пострадали другие люди, Mid Night Club — легендарный, престижный, элитный, наиболее уважаемый и влиятельный японский автоклуб своего времени — тут же объявил о роспуске, верный своему кодексу чести.
Птичье гнездо стритрейсинга
Шумный, густонаселенный, вечно стоящий в пробках Пекин по ночам преображается — по крайней мере в местах, где собираются уличные гонщики. Здесь сияют неоновые фары, ревут моторы, с визгом срываются места и устремляются вдаль тюнингованные машины на скорости под 160 км/ч. Уличные гонки в стране — явление относительно новое, завоевавшее популярность в последние десятилетия, не в последнюю очередь под влиянием соседей — Японии и Кореи. Оно объединяет всех, кого зовет за собой адреналин, жажда скорости, риск и атмосфера подпольного, нелегального мира.
Ядро стритрейсинг-субкультуры Китая, как и во многих других странах, — богатая молодежь, которая может себе позволить дорогие автомобили и недешевый кастомайзинг. Поэтому, кстати, стритрейсеры Китая соревнуются не за деньги, а за уважение, статус и репутацию. Участникам вообще запрещено каким-либо образом зарабатывать на гонках.
Сообщество стритрейсеров Китая достаточно разрозненно: оно состоит из множества клубов, которые соперничают между собой. У каждого свой кодекс и правила вступления, а вербовка новых членов активно идет через интернет: клубы рекламируют себя на тематических форумах и в блогах. Правила отбора также индивидуальны, однако есть и общие черты — например, кандидаты должны быть не старше 1980 года рождения и у них должны быть спорткары не ниже определенной стоимости (от 95 тысяч долларов). Такой подход помогает отсечь случайных людей и собрать вместе энтузиастов, которые могут позволить себе автомобили одной категории и по-настоящему заинтересованы в развитии всей субкультуры. Поэтому клубы больше похожи на семью: здесь не принято свысока смотреть на чужие машины и презрительно отзываться о других, зато популярны совместные ужины, походы в кино и другой досуг помимо непосредственно гонок. Отличаются клубы и численностью, хотя она несравнима с теми же «миднайтерами»: в среднем одна только стритрейсерская ассоциация в Китае объединяет несколько сотен человек.
Раньше уличные гонщики устраивали по ночам заезды вокруг стадиона «Птичье гнездо» или гоняли по трассам города. Особым шиком считалось обогнуть всю Пекинскую вторую кольцевую дорогу за 13 минут: чтобы преодолеть 33 километра за это время, нужно разогнаться как минимум до 151 км/ч, а на трассе действуют скоростные ограничения 80 км/ч. Впрочем, никого из райдеров это не смущало — ради почетного звания «Мальчик 13 минут», которого удостаивались самые быстрые гонщики, стритрейсеры пренебрегали любыми правилами.
В 2006 году это привело к трагическим последствиям: на импровизированном треке произошла авария, виновника которой полиции удалось задержать. С этого момента стритрейсеры попали под прицел внимания пекинских властей: их начали преследовать, правила дорожного движения ужесточились, усилился контроль за популярными трассами, а количество радаров и камер на автострадах увеличилось. В 2013 году, после еще одного серьезного происшествия во время заезда, подключились и СМИ: одна за другой стали выходить критические и обвинительные статьи, апеллирующие к общественной сознательности. Все это привело к тому, что уличные гонщики перебрались подальше от столицы, а количество клубов и их участников с каждым годом становится все меньше.
Улицы, воспитавшие субкультуру
Родиной стритрейсинга считается США: после окончания Второй мировой войны в стране осталось множество неиспользуемых аэродромов, взлетно-посадочные полосы которых как нельзя лучше подходили для заездов на короткие дистанции. Кроме того, постепенно домой возвращались механики, инженеры, конструкторы, которые умели и любили возиться с автомобилями, разбирались в их устройстве и знали, как кастомизировать машину так, чтобы она могла как следует разогнаться. Хотя можно вести отсчет истории нелегальных гонок и с 1920-х годов, когда в Калифорнии прошли соревнования в скорости по дну высохшего озера пустыни Мохаве. Правил никаких не было: если у транспортного средства был мотор и колеса — оно допускалось к заезду.
Сегодня Калифорния остается одним из главных центров стритресинг-субкультуры. Лос-Анджелес давно поделен между несколькими клубами, которые облюбовали тот или иной район города и пригорода.
К самым известным локациям относятся Канога-Авеню в Чатсуорте, где уже не одно десятилетие стритрейсеры устраивают яркие шоу — настолько, что местность неофициально называют Канога-спидвей, — Вундленд-Хиллз, где на старт выходят Dodge Charger, McLaren 650S Spider и другие мощные суперкары, стоимостью под 280 тысяч долларов, и даже промышленная зона в Санта-Кларита, которая по вечерам, когда заканчивается рабочий день, превращается в пустырь.
Хотя для лихачей Лос-Анджелеса не столь важно определенное место: они могут устроить спонтанную гонку прямо посреди города, если на светофоре с ними поравняется машина, водитель которой бросит в открытое окно какую-нибудь провокационную фразу или усомнится в мощности автомобиля.
Популярность стритрейсинга в Лос-Анджелесе неизбежно привела к тому, что уличные гонки попали в фокус внимания полиции: они устраивают облавы, пускаются в погони, постоянно мониторят трассы, которые чаще всего выбирают райдеры. Кроме того, власти идут и на нестандартные меры: например, в Чатсуорте в 2015 году в дорожное полотно впаяли металлические полоски — трасса стала рифленой, похожей на стиральную доску, что сделало ее непригодной для заездов на сверхбыстрых скоростях.
Впрочем, гонщики Лос-Анджелеса еще мягко отделались: для сравнения, в Австралии стритрейсеров не только штрафуют на несколько тысяч долларов, но и отнимают машину, после чего ее показательно отправляют под пресс, чтобы неповадно было. Этот подход практикуется и в калифорнийском городе Онтарио, где автомобили нарушителей также уничтожаются на глазах у владельцев.
Но пока эту методику не взяли на вооружение во всех штатах, у героев проекта Discovery Channel «Неделя скорости» есть возможность побороться за крупнейший денежный приз в истории телеканала: на старт выйдут команды культовых шоу канала, которые проведут несколько заездов и посоревнуются в искусстве кастомайзинга.
Зрители увидят, как своими руками герои создают мощные дрэгстеры, и проникнут за кулисы проекта, чтобы узнать, как проходит подготовка к решающему заезду.
Следите за «Неделей скорости» на Discovery Channel с 16 апреля по будням в 23:00, а 21 апреля с 13:00 и 22 апреля с 11:00.
Читайте также:
Самые экстремальные развлечения на Земле
В Формуле-1 впервые за четверть века появится пилот-женщина
В Киеве экстремалы залезли на Арку Дружбы народов