Понедельник, 18 мая 2020
Это третья часть рассказа о 9-м Антарктическом рейсе судна «Ихтиандр». Первую можно найти здесь, а вторую — здесь.
30 декабря 1982 года мы вышли в Аденский залив и оказались в Индийском океане. Болтанка сразу поутихла: в Красном море нас здорово кидало, а здесь, в Аденском, вместо уже привычных семи баллов было всего три. Сразу дала о себе знать открытость океана, спала страшная духота, которая изнуряла нас в Красном море. Ещё бы – тогда по обе стороны от нас была пустыня, и ветер с обоих берегов приносил зной и духоту.
Теперь нам был виден только один берег – йеменский. И виднелись горы Аравийского полуострова.
На следующий день мы встретили новый 1983 год. В этот день я впервые за рейс выпил 100 граммов спиртного. А когда проснулся после новогодней гулянки, узнал, что мы уже полным ходом идём к острову Сокотра, что принадлежит Йемену.
Этот район Мирового океана в 80-е годы прошлого столетия ещё не приобрёл дурную славу самого опасного пиратского региона. Сомалийские пираты стали свирепствовать здесь уже в XXI веке. На протяжении почти полутора десятков лет эти морские разбойники захватывали морские суда, требовали за них выкуп и убивали моряков. Долгие годы никто не мог с ними справиться, не помогла даже флотилия военных кораблей из разных стран. В конце концов частная военная организация американца Эрика Принса уничтожила пиратские базы (ее услуги, по слухам, оплатили арабские шейхи, которым досаждаа деятельность пиратов — Ред.)
В районе острова Сокотра мы провели несколько погружений нашего подводного аппарата «Север-2», причем в ночное время. А это особенно эффектно, когда в лучах корабельных прожекторов из ангара ПА погружается в воду. Вокруг него мечутся летучие рыбы, длинные ленты морских угрей, кальмары и прочая морская живность.
Возле Сокотры я впервые принимал участие в морском разбое. Дело в том, что в то время мы ещё не берегли окружающую среду, как делаем это теперь. Поэтому добыча кораллов нам тогда не казалась кощунственным актом по отношению к природе – как это есть на самом деле. Как только мы оказались рядом с прибрежной зоной острова Сокотра, начался экологический вандализм. Мы, как настоящие варвары, подготовили две шлюпки, полное водолазное снаряжение, зарядили акваланги и, пройдя соответствующее медицинское обследование и инструктаж по технике безопасности, отправились на коралловый грабёж прибрежных островных вод.
До тех пор я никогда не работал в акваланге – только ласты, маска и трубка. Но в тот раз промышлял успешно, хотя самих кораллов поднял на борт шлюпки не много: их труднее отрывать от дна, чем звезды и крупных моллюсков — тридакн. Под водой я наблюдал такое великолепие подводной жизни, что это трудно передать словами. Тропические рыбы самых разных расцветок и видов, кораллы различных форм создавали под водой настоящий праздник. Ослепительные красоты подводного кораллового рифа у этого йеменского острова остались в моей памяти на всю жизнь.
Около Сокотры мы работали почти две недели. Потом, когда распределяли добычу, львиную долю красивых и больших кораллов забрали себе москвичи. А севастопольским ребятам остались небольшие и невзрачные экземпляры.
Этот эпизод стал «чёрной кошкой», которая пробежала между двумя «фракциями» научной группы и фактически рассорила участников экспедиции. Нам, севастопольцам, стало сразу ясно, «кто в доме хозяин» и как наше руководство зависит от московского начальства.
Следующей точкой в маршруте был подводный хребет Экватор – там мы работали несколько суток. Пару раз в поисковых целях бросали за борт донные тралы. Однажды удалось поднять несколько десятков килограммов фосфоритов. Это была удача для меня, геолога.
А в другой раз из практически пустого трала вывалилась… большая консервная банка из-под рыбных консервов. Во смеху было! Как-будто царь морской Нептун специально решил подшутить над рыбаками-научниками и напомнил нам, что впереди экватор и праздник Нептуна. Но об этом – в следующий раз.
Все фото автора
Читайте также блоги Виктора Вакарюка:
Попугай в мешке: история удивительного морского приключения
Хроники Антарктического рейса. Часть 1. Отход
Хроники Антарктического рейса. Часть 2. Путь к Индийскому океану