Реактивные потоки — это мощные потоки воздуха на высотах, на которых летают самолеты. Они возникают из-за перепада температуры воздуха между разными широтами — полюсами и тропиками — и достигают скорости до 400 км/ч. Они также иногда изменяются.
Исследователи говорят, что предыдущие исследования, касающиеся скорости и местоположения самой быстрой части струйного потока в Северной Атлантике, с течением времени обнаружили лишь небольшие изменения в этих показателях, хотя есть признаки того, что поток медленно смещается на север.
По словам экспертов, отсутсвие кардинальных характеристиках потока связано с тем, что изменение климата производит в атмосфере взаимозамещающие эффекты на разных высотах.
Профессор Пол Уильямс из Университета Рединга, тем не менее, не согласен с вышеприведенным утверждением. Чтобы опровергнуть его, он провел исследование, результаты которого опубликованы в журнале Nature. По словам ученого, тот факт, что скорость реактивного потока не меняется, не означает, что прежними остаются все его характеристики.
Вертикальный сдвиг
В своей работе Пол и его команда рассматривали изменение скорости ветра с набором высоты, известное как вертикальный сдвиг: чем выше — тем ветреннее.
Используя три различных набора данных, основанных на спутниковых наблюдениях, команда выявила, что между 1979 и 2017 годами вертикальный сдвиг увеличился на 15%. Это согласуется с моделями последствий изменения климата.
«Ветры и температуры находятся в определенном равновесии в атмосфере, — сказал Уильямс. — Невозможно изменить температурные режимы, не влияя на характер ветра».
Увеличение вертикального сдвига имеет важные последствия для самолетов. Резкие изменения в скорости ветра с набором высоты могут привести к тому, что воздушные массы станут очень неоднородными по своему составу и плотности, возникнет больше участков турбулентности.
Пассажирам придется не только пристегивать ремни безопасности и отказываться от напитка в стакане. Увеличение количества турбулентных участков, вероятно, приведет к тому, что самолеты в попытках их избежать будут отклоняться от самого оптимального маршрута, увеличивая время в пути, объем выбросов и стоимость топлива.
Изменения проходили бесшумно
Авиационная отрасль делает значительный вклад в изменения климата, от которых и пострадает. В настоящее время на долю авиаперевозок приходится около 2% глобальных выбросов CO2, при этом отрасль является одним из самых быстрорастущих источников загрязнения. По прогнозам, этот год станет рекордным для авиаперевозок: пассажиры, как ожидается, пролетят в общей сложности 8,1 триллиона км.
По словам ученых, увеличение вертикального сдвига на 15% должно считаться одним из крупнейших антропогенных изменений, произошедших в климатической системе с момента начала спутниковых наблюдений.
«Перемены происходили бесшумно, высоко над нашими головами, в течение последних 40 лет, и до сих пор оставались незамеченными. Это заставляет задуматься о том, что еще мы еще не знаем, как изменение климата на самом деле влияет на глобальную атмосферную циркуляцию».
По материалам The Guardian
Читайте также:
В недалеком будущем турбулентность при перелетах значительно усилится
Глобальное потепление провоцирует турбулентность
Стюардессу подбросило к потолку из-за турбулентности — видео