• Палеонтологи узнали, чем пообедала муха возрастом 47 миллионов лет.Вокруг Света. Украина
    Фото: Senckenberg
    Понедельник, 15 марта 2021

Палеонтологи узнали, чем пообедала муха возрастом 47 миллионов лет

Окаменелость насекомого с сохранившемся содержимым желудка была найдена в заброшенном карьере недалеко от Франкфурта в Германии.

Ученые отнесли насекомое к новому виду, назвав короткохоботковую муху Hirmoneura messelense. Им удалось не только изучить саму муху, но и узнать, какой была ее последняя трапеза. Под микроскопом в кишечнике и желудке насекомого были обнаружены следы пыльцы как минимум четырех семейств растений, включая древнюю юстицию (Justicia) и девичий виноград (Parthenocissus), которые, вероятно, росли на опушках леса у древнего озера.

На брюшке мухи также были обнаружили длинные волосы, известные как щетинки. Предполагается, что с их помощью мухи могли переносить пыльцу, перемещаясь с цветка на цветок, и таким образом играли важную роль в распространении нескольких таксонов растений. Впрочем, на щетинках изучаемой мухи пыльцы обнаружено не было.

Авторы работы полагают, что эта конкретная муха, вероятно, приземлялась на верхушки цветов, «прежде чем поглотить пыльцу с пыльников». Цветы, которыми кормилось насекомое, обычно расположены близко друг к другу, что позволяло мухе легко перелетать с одного растения на другое для приема пищи. «Вероятно, муха избегала дальних перелетов между источниками пищи и искала пыльцу с близкородственных растений», — объясняет Гримссон.

Хотя современные мухи не так эффективно переносят пыльцу, как пчелы, они компенсируют это своим большим количеством. Изучением этих опылителей долгое время пренебрегали, и исследования на данную тему очень редки. Новое открытие подтверждает старую гипотезу о том, что в некоторых современных тропических средах мухи могли быть не менее важны, чем некоторые пчелы-опылители.

«Вокруг Света. Украина» писал о том, сколько живут мухи. Существуют тысячи видов мух, но жителей украинских городов и сел, как правило, беспокоят всего несколько: муха комнатная, осенняя жигалка (их часто путают с комнатными, но это именно они кусаются осенью), фруктовая дрозофила и разноцветные мясные мухи. У каждого вида свой срок жизни, хотя разница с точки зрения человека очень незначительна и составляет несколько дней.

По материалам National Geographic