• Палеоботаники нашли недостающее звено в эволюции.Вокруг Света. Украина
    Фото: Matt Humpage
    Четверг, 26 августа 2021

Палеоботаники нашли недостающее звено в эволюции

Открытие сделано на основе 3D-модели окаменелости из Шотландии.

Международная группа под руководством ученых Эдинбургского университета создала первую полную реконструкцию Asteroxylon mackiei: раннего предка сосудистых плауновых растений с игольчатыми листьями, которые широко распространены в Шотландии.

Трехмерная модель окаменелости возрастом 400 миллионов лет позволила понять, как первые растения эволюционировали, сделав планету пригодной для жизни. Образец был найден в осадочных породах Абердиншира. Эта местность хорошо известна палеонтологам. Окаменевшие болотные отложения в окрестностях деревни Райни получили название «Райниевые черты». Начало формирования отложений датируют ранним девоном (около 410 миллионов лет назад). С момента открытия в 1910 году ученые изучают эту породу и получают важные данные об эволюции растений и грибов.

Создав трехмерную модель Asteroxylon mackiei, ученые увидели, какой была корневая система в раннедевонский период. Корни астероксилона развивались принципиально иначе, чем у современных растений. Если у тех новые корни возникают из растущих побегов или корней, то у ископаемого растения корень был результатом процесса, известного как дихотомическое (вильчатое) ветвление, когда кончик листового побега разделяется, давая две новые ветви. Одна становится побегом, а другая – корнем.

«Спустя 100 лет после открытия окаменелостей в Райни наша реконструкция демонстрирует, как на самом деле выглядели эти загадочные растения. Это самые старые из известных структур, напоминающие современные корни, и теперь мы знаем, как они образовались»,– рассказал профессор Лиам Долан из Института молекулярной биологии растений Грегора Менделя.

Эволюция растений от простых стеблей к более сложным формам с корнями оказала огромное влияние на нашу планету. Корни снизили уровень CO2 в атмосфере, стабилизировали почву и произвели «революцию» в циркуляции воды на поверхности континентов. Итоги исследования открыли недостающее звено в истории эволюции растений.

По материалам National Geographic