• Палеонтологи нашли ископаемый организм возрастом миллиард лет: это рекорд.Вокруг Света. Украина
    Фото: Wikimedia Commons

Палеонтологи нашли ископаемый организм возрастом миллиард лет: это рекорд

Крошечная окаменелость, найденная в Шотландском нагорье, может быть недостающим звеном в эволюционной истории животных.

Найденная окаменелость демонстрирует свидетельства двух совершенно разных типов клеток и, по мнению исследователей, принадлежит древнему организму, который расположен где-то между одноклеточными и многоклеточными животными. Это делает его, возможно, самым древним ископаемым в своем роде за всю историю наблюдений. Это открытие, которое может дать представление о том, как и где развивалась животная жизнь.

«Происхождение сложной многоклеточности и происхождение животных считаются двумя наиболее важными событиями в истории жизни на Земле, наше открытие проливает новый свет на оба эти события, — говорит палеобиолог Чарльз Веллман из Университета Шеффилда в Великобритании. — Мы обнаружили примитивный сферический организм, состоящий из двух различных типов клеток, что стало первым шагом к сложной многоклеточной структуре, таких окаменелостей еще никогда не находили».

Окаменелости размером менее 30 микрометров в диаметре были обнаружены в формации Диабайг возле озера Лох-Торридон (на снимке вверху), в скоплении, содержащем микроокаменелости из озерных отложений, возрастом 1 миллиард лет. Каменные отложения со дна древнего озера сохранили окаменелости в замечательном состоянии, вплоть до субклеточного уровня.

Фото: Bicellum brasieri

Новый организм, названный Bicellum brasieri, так хорошо сохранился, что была четко видна его структура. В своей зрелой форме он, по-видимому, состоит из крошечной сферы плотно упакованных сферических клеток (известных как стереобласты), окруженных разделенным внешним одинарным слоем удлиненных клеток, напоминающих сосиску.

Однако две популяции демонстрируют смесь типов клеток по всем стереобластам. Исследователи интерпретировали это как более молодую форму организма в процессе разделения, когда удлиненные клетки развиваются и мигрируют наружу стереобласт.

Были идентифицированы и другие многоклеточные организмы примерно того же времени, включая грибы и водоросли, но морфология Bicellum, по словам исследователей, больше соответствует Holozoa, группе, которая включает животных и их ближайших одноклеточных родственников.

Это означает, что Bicellum может быть важной частью эволюционной головоломки, помогая нам не только понять переход от одноклеточных организмов к более сложным многоклеточным животным, но и происхождение определенных черт, присущих сложным животным. «Биологи предположили, что происхождение животных включало в себя внедрение и повторное использование предшествующих генов, которые ранее развились у одноклеточных организмов, — говорит палеоботаник Пол Стротер из Бостонского колледжа. — То, что мы видим в Bicellum, является примером такой генетической системы, включающей межклеточное склеивание и разделение, которые могли быть включены в геном животных полмиллиарда лет спустя».

Открытие также может помочь выяснить, где развивались конкретные формы жизни. Один из самых больших споров о происхождении жизни заключается в том, возникла ли она в соленых океанах или в пресноводных земных озерах.

Учитывая тот факт, что все больше имеется все больше доказательств того, что Земля была очень влажной всего 3,2 миллиарда лет назад, а окаменелости были найдены 3,5 миллиарда лет назад, морская среда кажется вероятной для самой первой микробной жизни, но Bicellum доказывает, что и озера играли важную роль. «Открытие этой новой окаменелости говорит нам о том, что эволюция многоклеточных животных произошла по крайней мере один миллиард лет назад и что ранние события, предшествовавшие эволюции животных, могли происходить в пресной воде, такой как озера, а не в океане», — говорит Веллман.

Ученые надеются, что формация Диабайг может дать еще больше ключей к пониманию нашей истории.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», в Австралии найден червеобразный предок всех животных и человека. Исследователи из США и Австралии обнаружили окаменелости эволюционного предшественника современных животных и людей.

По материалам «Фокус»