Среда, 31 января 2018
Сразу признаюсь, что первая моя попытка покорить Говерлу в августе 2012-го провалилась. Из-за невнимательности к прогнозу погоды, недостаточной осведомленности о нюансах и банального отсутствия мотивации.
Однако покорение высочайшей вершины Украины 1 июня 2017 года прошло на удивление гладко.
Это не было счастливым стечением обстоятельств или случайностью. За успешным восхождением и спуском стояли вполне рациональные причины.
Далее по пунктам указаны все нюансы, на которые стоит обратить внимание при покорении Говерлы.
Поставьте себе четкую цель, для чего вам нужна вся эта затея. Я лично совершал восхождение на Говерлу в день своего рождения. Ясная цель является основной мотивацией для выполнения задуманного.
— из Киева поездом Киев-Рахов до Ворохты;
— из Киева и Одессы до Ивано-Франковска, а дальше – маршруткой либо поездом до Ворохты;
— на автомобиле до турбазы «Заросляк».
Мы добирались в Ивано-Франковск поездом Одесса–Черновцы. Утром приехали и сразу же сели в маршрутку до Ворохты. Дизель сейчас ходит туда только около 3 часов утра.
Из Ворохты я советую брать местное такси до Заросляка. Вы, конечно, можете не поступить по-своему – проехать на автобусе до поворота на Заросляк, а затем идти 13 км пешком в гору. Но это имеет смысл, если совершать восхождение не на следующее утро.
С таксистами лучше торговаться на украинском языке и подольше. Мы, обойдя всю Ворохту, остановили торг на отметке в 275 грн из 300 запрошенных в один конец.
В 4 км от Ворохты находится КПП. На нем желающие посетить Говерлу оплачивают сбор в размере 20 грн и получают краткие инструкции относительно восхождения. Еще через 9 км расположена турбаза «Заросляк».
Важно заранее договориться с таксистом об обратной дороге. Учитывайте, что мобильная связь будет доступна только в альпийской зоне (выше леса) и то с перебоями.
В комнатах турбазы «Заросляк» нет ни Wi-Fi, ни мобильной связи, ни горячей воды (идет еле теплая), поэтому ее нет на Booking.com. Но это самый удобный вариант для ночлега, ведь прямо от выхода из базы начинается тропа на Говерлу, а сама гора видна прямо с крыльца.
Номер стоит забронировать заранее, позвонив по контактам, указанным здесь.
В Ивано-Франковске и Ворохте много хороших ресторанов и закусочных с относительно невысокими ценами. Средний чек в ресторане составляет около 300 грн. В эту стоимость входит большая порция первого (например, борща на мясе со сметаной), второе (банош), голубцы, вареники, драники, десерт и чай/компот.
На Заросляке есть несколько палаток с фастфудом и пирожками, но цены там завышены на 20-25%, а трехразовое питание в столовой обойдется примерно в 210 грн на человека.
Лучше с вечера наешьтесь пирожков, а утром подзарядитесь энергетическими батончиками, возьмите бутылку воды и вперед! Но ни в коем случае не наоборот! И приберегите пару батончиков для спуска.
В первую очередь нужна надежная обувь (кроссовки/ботинки). Обязательно теплая одежда, шапка и дождевик на случай ливня.
Рекомендуется также взять на прокат специальные треккинговые палки, но мы карабкались без них.
Заранее узнавайте предварительный прогноз метеостанции Пожижевская, которая находится рядом с Говерлой. Правда, более достоверная информация о погоде появится не раньше, чем за трое суток.
Если в горах вас настигнет гроза, сразу выключайте мобильные, уходите от одиноко стоящих деревьев и как можно чаще смотрите под ноги.
Мы поднялись на Говерлу без помощи гида. Это сэкономило нам более $50 на двоих. Если грамотно подготовиться, то услуги проводника становятся лишней тратой денег.
В 5:45 утра мы уже вышли из турбазы и начали плавный подъем.
С вечера на КПП нас предупредили о том, что зеленый (удобный для подъема) маршрут закрыт и подниматься придется по синему, более крутому, но и более короткому.
Первый час подъема нас окружал дремучий, еще спящий лес, с горной речушкой и многочисленными корнями, которые сплелись в паутину. Внимательно смотрите на деревья – там вы увидите маркировки синего и зеленого маршрутов, которые сначала идут вместе, а затем расходятся.
После леса открываются прекрасные панорамные виды. Но не спешите радоваться! На синем маршруте вас ждет подъем по каменистой тропе под большим углом. На некоторых участках нам приходилось буквально карабкаться на четвереньках.
Всегда внимательно смотрите под ноги и проверяйте камень на устойчивость, прежде чем перенести на него вес своего тела. Иначе вам таки попадется «живой» камень, после встречи с которым под большим вопросом может оказаться ваша «живость».
Но не будем о грустном. Давайте остановимся и насладимся живописными видами.
Около 8:00 мы уже преодолели дорогу до промежуточной «Малой Говерлы» и с любопытством созерцали группу туристов, которые вышла из леса и начали готовиться к подъему.
Немного переведя дух, мы продолжили свой путь, и в скором времени на фоне горы показался маленький человечек, который то ли поднимался, то ли шел к нам навстречу. Через 5 минут уже стало понятно, что человечек спускается, а еще через 10 мы с ним поравнялись, и он рассказал, что вершину Говерлы затянуло облако.
Не падая духом, мы продолжили идти и достигли самой высокой точки Украины около 9.00. Туча на вершине горы это нечто очень интересное, почти сказочное. Ты делаешь пару шагов на самый верх и оказываешься в тумане с видимостью в несколько метров. Дует сильный порывистый ветер, руки моментально начинают замерзать, горный воздух пронизывает тебя насквозь. Но в этом есть своя романтика: оказаться на самой высокой точке Украины в такую погоду.
Сделав все необходимые фото и дождавшись нескольких разрывов в облаках, мы подкрепились остатками наших сникерсов и начали медленно спускаться.
Спуск прошел довольно технично и оперативно – мы всего пару раз поскользнулись на «живых» камнях.
Около 11:00, спускаясь уже с Малой Говерлы, мы увидели огромную вереницу людей, идущих покорять Говерлу «Большую». И чем дольше людям еще предстояло карабкаться, тем с большим энтузиазмом они расспрашивали нас о том, близок ли финиш.
До Заросляка мы добрались примерно за три часа. Перекусили, собрали вещи, попрощались с Говерлой и отправились обратно в Ворохту с уже нашим таксистом Василием, который всю дорогу рассказывал разные байки и прибаутки.
Через три часа мы уже сидели в двухвагонном «раховозе» (поезде Рахов–Ивано-Франковск), а еще через три упали на кровати в гостинице. Кстати, из-за огромного количества детей в поезде, ехавших в лагерь, нас забыли обилетить. Вот такой заячий подарок получился на День защиты детей и мой день рождения.
В общей сложности подъем по синему маршруту у нас занял примерно три часа в достаточно быстром темпе и столько же – спуск.
Побывав на крыше Украины, каждый человек получает мощнейший заряд энергии, сил и бодрости минимум на пару недель вперед, даже если покорение вершины прошло не так гладко, как хотелось бы. Дерзайте, цельтесь на новые подвиги, а мы будем вдохновлять вас рассказами о наших путешествиях.
Павел Спинжа – блогер, путешественник, организатор фото-туров и походов в горы.
Больше фото из путешествий – в Instagram Павла.
Читайте также блог Паши о зимнем походе в Карпаты.