Вторник, 7 марта 2017
Марс… Что мы знаем об этой планете? Немного научных фактов, еще меньше фантазий писателей и совсем чуть-чуть своего представления о том, какова же эта планета на самом деле – вот и вся информация которая у нас есть. Но есть места, которые помогут, как нельзя лучше, представить себя в роли астронавта-колониста, которому выпала доля исследователя загадочной красной планеты. Такие места – железорудные карьеры. Вот туда-то мы с вами и отправимся… Откроем страничку нового и необычного вида путешествий – промышленный туризм.
Южный горно-обогатительный комбинат (ЮГОК) расположен в Кривом Роге и является одним из основных производителей железорудного сырья (концентрата и агломерата) в Украине. Он был открыт еще в 1955 году: тогда здесь впервые заскрежетал металл. В этом карьере занимаются добычей бедных железных руд.
Из карьера руда поступает на две рудообогатительные фабрики, где из них производят железорудный концентрат и доменный агломерат. Сырьевую базу комбината составляют кварциты Скелеватского месторождения, которое находится в центральной части Криворожского железорудного бассейна в районе замыкания Западно-Ингулецкой синклинали.
В среднем ЮГОК добывает 34 млн тонн горной массы в год, из них сырой руды – 18 млн тонн. Просто глядя на эти цифры, сложно представить себе объемы производимой работы, но когда находишься в непосредственной близости от огромных машин-колоссов, то понимаешь, насколько это много.
Каждый горизонт карьера занят своим участком работы. Все вместе – неделимый процесс, где нет важного и второстепенного. Здесь все профессии важны! Процесс добычи руды начинается с выделения участка под взрыв.
Маркшейдеры выносят каждую отдельную скважину взрываемого блока, дальше буровые установки делают скважины, куда в последствии будет заложена взрывчатка, и геологи проводят разведку, чтобы уточнить качество руды в блоке и отделить от нее «пустую» породу. Позже, когда все будет готово, команда взрывников «откроет» новый горизонт. Далее к работе приступают огромные экскаваторы-погрузчики, которые грузят руду в карьерный самосвал или думпкары (вагоны-самосвалы).
На верхних горизонтах работает только железнодорожная система погрузки руды, на нижних, где радиус не позволяет положить полотно, – самосвалы. Всю руду они везут к специальным приемникам, где через специальную дробилку она попадает на конвейерную ленту, по которой идет наверх.
Весь процесс увлекательный и интересный… Местами даже завораживающий. Но очень пыльный. С пылью здесь борются постоянно, с помощью специальных машин – гидромониторов, которые распыляют воду. Вода используется местная. Все подземные воды, выходящие на поверхность, откачивают в специальные резервуары и используют для технических нужд.
Работа в карьере – интересная но очень тяжелая. Какие люди здесь трудятся и почему именно эту профессию они выбрали? Зачастую такую работу выбирают исключительно из-за высокой заработной платы. Но есть и другие мотиваторы, такие как семейная традиция. Да, есть целые семьи, которые трудятся здесь поколениями. Очень здорово… Можно сразу представить, как мальчишка, видя отца, приходящего уставшим домой, просит рассказать про работу. А тот рассказывает ему про огромные машины, похожие на трансформеры, способные перевозить десятки тон руды. Кто бы после таких историй не захотел стать водителем карьерного самосвала!
Железорудный карьер похож на другую планету, а все эти машины как будто сошли с экранов кинофильмов про космос. Потрясающее зрелище!
Возвращаясь в привычный для себя мир, меня еще долго не покидало ощущение, что я побывал на другой планете, в другом мире. Невольно ловишь себя на мысли, что не против прикоснуться к промышленному туризму еще раз.
Роман Недилько – фотограф, путешественник, дизайнер, детский писатель.
«Каждый раз, отправляясь в путь, я, кроме снаряжения, беру с собой камеру и штатив. Фотография помогает мне запечатлеть то, как я вижу этот мир… Запечатлеть и поделиться с другими».
Читайте также блоги Романа «Кинбурнский полуостров – легенды среди песка и моря» и «Джарылгач – остров дикой природы»