«Мне очень нравится название конференции – “The Future You” (“Будущие вы”). Заглядывая в завтрашний день, она приглашает к открытому диалогу уже сегодня – заглянуть в будущее через себя. “Будущие вы”: то есть будущее состоит из многих “я”. Оно состоит из встреч, потому что жизнь проходит в свете наших отношений с другими. За долгие годы своей жизни я твердо убедился в том, что существование каждого из нас прочно связано с жизнью других людей: жизнь – это не просто время, которое проходит, жизнь – это взаимоотношения.
Я часто встречаюсь с больными людьми. Или выслушиваю мигрантов, которые сталкиваются с невероятными трудностями в поисках лучшего будущего. Или говорю с заключенными, чьи сердца изнемогают от адской боли. Или с теми, кто не может найти себе работу – а среди них много молодежи. Поэтому я часто задумываюсь: “Почему они, а не я?”
Я родился в семье мигрантов. Мой папа, мои бабушка с дедушкой, как и многие другие итальянцы, перебрались в Аргентину, и их постигла судьба людей, которые остались ни с чем. Я тоже вполне мог бы оказаться сегодня среди “отверженных” людей. И вот почему я всегда в глубине души спрашиваю себя: “Почему они, а не я?”
Прежде всего скажу, что очень хотел бы, чтобы эта встреча напомнила нам об одном: мы все нуждаемся друг в друге. Никто из нас не является островом – автономным и независимым “я”, отделенным от других. Будущее можно построить только вместе, плечом к плечу с другими. Мы не так часто об этом задумываемся, но все на свете взаимосвязано, и нам нужно сделать эти связи более здоровыми. Суровое осуждение, которое кроется в моем сердце против брата или сестры, открытая рана, которая так и не зажила, обида, которую я до сих пор не простил, злость, что только вредит мне, – все это примеры внутренней борьбы. Это искра в моем сердце, которую нужно погасить, прежде чем она вспыхнет огнем, оставив лишь пепел.
Сегодня многие из нас считают, что счастливое будущее – это что-то нереальное. Такие взгляды стоит воспринимать очень серьезно, но их можно опровергнуть – если не закрывать двери перед внешним миром. Счастье – это дар гармонии между целым и отдельными его составляющими. Даже наука, и вы об этом знаете лучше меня, трактует реальность, как место, где каждый элемент связан и взаимодействует со всем остальным.
Солидарность – то слово, которое многие хотели бы вычеркнуть из словаря. Однако солидарность – не автоматический механизм. Это добровольная реакция, которая рождается в сердце каждого из нас. Да, добровольная реакция! Когда кто-то осознает, что жизнь – несмотря на многочисленные противоречия – это дар, где источником и смыслом жизни является любовь, как он или она может сдержать желание делать добро другому человеку?
Чтобы делать добро, нужно иметь память, храбрость и творчество. Я знаю, что TED объединяет много творческих личностей. Да, любовь действительно нуждается в творчестве, практичности и изобретательности. Добрых намерений и устоявшихся формул, которыми мы так часто успокаиваем свою совесть, мало. Давайте помогать друг другу все вместе, чтобы не забыть, что другие люди – это не цифры в статистических данных. У других людей есть лица. “Вы” – всегда реальное присутствие и человек, о котором надо позаботиться.
Как-то Иисус рассказал притчу, чтобы помочь нам понять разницу между равнодушными и теми, кто заботится о других. Я уверен, что вы ее слышали. Это притча о добром самаритянине. Когда Иисуса спросили: “Кто мой ближний?”, то есть “о ком я должен позаботиться?”, он рассказал историю о мужчине, который стал жертвой нападения. Его ограбили, избили и бросили на дороге. Там этого человека увидели священник и левит, – а это двое очень влиятельных на то время людей, – но прошли мимо, не остановившись, чтобы помочь. Вскоре по пути брел самаритянин, а тогда его все презирали. Увидев избитого мужчину, который лежал на земле, он не проигнорировал его. Сочувствие побудило его действовать. Он полил на раны беспомощного масло и вино, привез в ближайший дом и из собственного кармана заплатил за то, чтобы о нем позаботились.
Притча о добром самаритянине – это притча о современном человечестве. Человеческая жизнь покрыта ранами, потому что все крутится вокруг денег и вещей, а не людей. И люди, которые называют себя достойными, часто не заботятся о других, оставляя тысячи людей и целые народы на обочине. К счастью, есть люди, которые создают новый мир, заботясь друг о друге, тратя средства из собственного кармана. Мать Тереза сказала, что любить можно только за свой счет.
Нам так много надо сделать, и мы должны действовать вместе. Но как нам это удастся, когда мы ежедневно дышим злом? Слава Богу, ни одна система не способна уничтожить наше желание открыться добру, состраданию и способности реагировать на зло – все это прорастает глубоко в наших сердцах. Вы возразите: “Ну да, замечательные слова, но я не хороший самаритянин и не Мать Тереза из Калькутты”. Наоборот, мы драгоценны. Каждый-каждый из нас. Каждый-каждый из нас незаменим в глазах Бога. Среди мрака нынешних конфликтов каждый из нас может стать яркой свечой, напоминанием о том, что свет преодолевает темноту и никогда не бывает наоборот.
Для христиан будущее имеет имя. И звучит оно Надежда. Иметь надежду не значит быть наивным оптимистом и не обращать внимания на трагедию, которая постигла человечество. Надежда – это добродетель сердца, которая не замыкается в темноте, не живет прошлым, ни старается жить только сегодняшним, а способна увидеть завтрашний день. Надежда – это двери, которые ведут нас в будущее. Надежда – это скромное, тайное семя жизни, из которого постепенно вырастает обширное дерево. Она как невидимые дрожжи, на которых растет тесто, и которые оказывают привкус всем аспектам жизни. Она всесильна, потому что достаточно крошечной искорки.
Для надежды достаточно одного человека, и этим человеком можете быть вы. А потом еще одни “вы” и еще, и в конце “вы” превратится в “мы”. Надежда начинается с одного “вы”. А когда уже есть “мы”, вспыхивает революция.
И третье мнение, которым я хочу поделиться с вами сегодня, касается – да! – революции. Революции нежности. Что же такое нежность? Это любовь, которая приближается и становится реальной. Это движение, которое начинается с сердца и достигает глаз, ушей и рук. Нежность означает смотреть глазами, чтобы видеть другого, и слушать ушами, чтобы слышать другого, чтобы слушать детей, нищих, тех, кто боится будущего. Слышать молчаливый плач нашего общего дома, нашей больной, загрязненной Земли. Нежность означает задействовать свои руки и сердце, чтобы успокоить другого, позаботиться о тех, кто нуждается в опеке.
Нежность – язык малых детей, тех, кто нуждается в другом. Любовь ребенка к маме и папе растет из-за их прикосновений и взглядов, из-за их голосов и нежности. Я люблю слушать, как родители разговаривают с детьми, приспосабливаясь к их уровню общения. Вот, что такое нежность – пребывание на одном уровне с другим. Сам Бог сошел к нам, чтобы быть на нашем уровне. Добрый самаритянин стал на ту же тропу. Этой же тропой пошел Иисус. Он спустился и прожил всю свою жизнь, разговаривая на настоящем языке любви.
Нежность – это путь для сильных, храбрых мужчин и женщин. Нежность – сила, а не слабость. Это тропа солидарности, тропа смирения. Я хочу сказать это четко и громко: чем больше власти в ваших руках, тем сильнее ваши действия влияют на людей и тем смиреннее вы должны действовать. Иначе власть уничтожит вас, а вы уничтожите других. В Аргентине говорят: “Иметь власть – как пить джин на пустой желудок”. У вас кружится голова, вы пьянеете, теряете равновесие и в итоге наносите вред себе и людям вокруг, если не совмещаете свою власть со смирением и нежностью. Благодаря смирению и любви власть – даже самая высокая и самая сильная – становится служением добру.
Будущее человечества не только в руках политиков, выдающихся лидеров или крупных компаний. Да, они действительно несут большую ответственность. Но будущее прежде всего в руках тех людей, которые видят в другом человеке его “я” и воспринимают себя, как часть “нас”. Мы все нуждаемся друг в друге. Итак, прошу вас, думайте и обо мне с нежностью, чтобы я мог выполнить задание, которое мне дали ради блага других, каждого человека и всех вас, ради всех нас. Спасибо!»
Читайте также:
Папа Франциск призвал изменить слова молитвы «Отче наш»
Скандал в Ватикане: Папа Римский сказал, что ада не существует?
Археологи Израиля обнаружили бассейн, где крестили первых христиан