Вторник, 21 февраля 2017
Сергей, наш мир быстро и кардинально меняется. Технологии навсегда выталкивают из нашей жизни еще недавно привычные вещи. Какая, по вашему мнению, судьба ждет фотографию?
Глядя на фотоизображение, мы не всегда осознаем, что за снимком стоит большая работа множества людей. Понятие фотографии включает три измерения – аппаратное, демонстрационное и смысловое.
Если говорить об аппаратном развитии (фотоаппараты и сопутствующее оборудование), то здесь прогресс будет идти в сторону увеличения количества пикселей и размера матрицы. Если сегодня стандартом является полная матрица, то через 3-4 года стандартом станет беззеркальный средний формат — относительно небольшие легкие фотоаппараты будут давать качественную картинку с большим разрешением. Если говорить о более отдаленной перспективе — 10-15 лет — то появится новая методика получения изображения, основанная на многослойных матрицах, каждый слой которых будет фиксировать только определенный цвет. Этот принцип, используемый в аналоговом способе фиксации изображения, пока недоступен для цифры.. Однако, уже сейчас есть тенденция к изменению принципов получения изображения. Физики работают над созданием полупрозрачных и прозрачных пленок, которые обеспечат светочувствительный принцип получения изображения на матрице.
Аналоговая фотография будет продолжать оставаться экзотическим, дорогостоящим и востребованным продуктом. Также импульс получат другие старинные формы получения изображения – цианотипия, дагеротипия, амбротипия и другие.
Демонстрационная составляющая фотографии сегодня ограничена свойствами носителя – бумаги. С появлением плазм и жидкокристаллических экранов фото не получило нового развития, потому что отображение фотографий на экранах этих устройств не было достаточно удобным и презентабельным. Не исключено, что в ближайшее время появятся гибкие тонкопленочные телевизоры (LG об этом уже заявляла), которые, когда перестанут быть дорогой новинкой, смогут быть использованы для отображения фотографий. На них можно будет достигать больших размеров в хорошем разрешении, которое нам обеспечат фотоаппараты нового поколения. Думаю, что в ближайшие 7-8 лет будет изобретена возможность псевдо-стерео-демонстрации – достижение стереоэффекта без использования очков, что решит самую большую «проблему» фотографии – плоское отображение 3-мерного мира.
Ну и остался самая трудноизмеримая составляющая фотографии – смысл. Сейчас ведется множество споров по поводу того, какой жанр следует считать конкурентом фотографии – живопись, видео? В смысловом плане с фотографией не может конкурировать ни видео, ни живопись, вследствие особенности получения фотографического изображения. С моей точки зрения, видео не будет оказывать существенного влияния на фотографию, т.к. у этих жанров разная динамика. Наблюдая фото, человек получает возможность духовно отдохнуть, погрузиться в себя, что трудно сделать, просматривая видео.
Сравнивая фото с живописью, нужно помнить, что процесс получения уникальной фотографии на порядок сложнее, чем написание картины. Искусство фотографии на порядок более затратно не только в технологическом и финансовом плане, но и ментальном (профессиональном) – нужно не просто уметь сделать фото, которое удивит. Это фото нельзя придумать, как картину. Фотография, в отличие от живописи, всегда отображение того, что находится перед глазами фотографа. И фотограф в течении мгновения должен выстроить кадр, который передаст всю драматургию ситуации. И это мгновение наполняет смыслом кадр. Здесь лежит причина, почему уникальные фотографии стоят дорого. Объективно дорого. Наверное, вы заметили, что с улучшением качества фотоаппаратуры качественных фотографий больше не стало.
Что будет происходить с ценами на фотографии?
Цены на фото – это отдельная история. Суждение потребителей, с которым я регулярно сталкиваюсь: « В живописи я ничего не понимаю, поэтому живописная картина может стоить дорого, но в фотографии все просто и понятно (фотоаппарат есть у каждого), это — дешевый продукт».
Цены на фото вряд ли достигнут высот цен на живопись, хотя стоимость живописных полотен в очень большом количестве случаев «притянута за уши».
В Украине рынка фото как такого нет, поэтому невозможно говорить и ценообразовании. Могу чуть рассказать о западной практике. Большая качественная интерьерная фотография на мировом рынке стоит одну-две месячные зарплаты в Западной Европе, т.е. порядка 2-4 тыс. евро. За интерьерную фотографию известного мастера, которую можно отнести к высокому искусству, можно выручить от 10-15 тыс. до 300 тыс. евро. Есть случаи продаж фотографий за миллион и более долларов, но, на мой взгляд, «это от лукавого». Даже если это Андреас Гурски или Уорхол.
Как будет меняться спрос на жанры?
Это очень субъективная вещь. Думаю, что неизменно будет спрос на пейзажи как универсальное и недорогое решение для интерьера, которое дает возможность создать дома или в офисе «окно в другой мир».
Будет развиваться абстрактная фотография. Фотографы будут наследовать живописцев в тех направлениях, которые состоялись в живописи и трудно реализуемы в фото. Например, импрессионизм, экспрессионизм, абстракция.
Думаю, сюрреализм имеет хорошие шансы, учитывая социальную обстановку. Сейчас мы находимся в условиях аналогичных тем, в которых были художники во время Первой мировой войны, когда возник дадаизм. Арт-фотографы стоят на распутье: меняется устройство мира, меняются ценности, меняются базисные основы восприятия. И люди пытаются найти выход в придуманном мире, за гранью реального, но близкому к миру сновидений.
Будет развиваться ремесло – портретная, жанровая съемка, репортажная. Возвращаясь к видео: видео не удастся «убить» репортажную съемку, несмотря на то, что репортажное видео становится все более популярным. Уникальные репортажные кадры становятся грандами восприятия, с которыми не могут тягаться часы видео, потому что они поражают сильнее и глубже. Одну двадцать пятую секунды невозможно заменить на видео, а на фото этот миг делает историю.
Есть ли у украинских фотографов шанс попасть на западные рынки?
Перспективы есть, на самая большая трудность состоит в том, что мы находимся в Украине. Я не имею ввиду, что страна не такая, просто мы очень далеко от центра основных событий находимся, в провинции. И это не провинция в европейском понимании (французская провинция Марсель), это глубокая провинция. У нас шанс получает фотограф, которому удается найти партнера, который готов финансировать рост и развитие фотографа из любых побуждений – альтруизм, бизнес, надежда. Или счастливое знакомство с западным агентом. Оба варианта не простые — долгоиграющие, но пробовать стоит.
На западе хорошие фотографы очень востребованы. Час съемки у фотографов из первой мировой сотни может стоить несколько тысяч долларов, заказчик готов платить за профессионализм и за бренд. Лучшие фотографы в основном живут в США, и тут стоит упомянуть об американском капитализме. Ты пашешь по 18 часов в сутки много лет и ждешь своего шанса, который позволит тебе сделать большой шаг вверх. Если ты смог использовать свой шанс, то о тебе пойдет молва. Например, тебе удалось сфотографировать знаменитость, и ему понравился твой снимок — это шанс. Чтобы получить шанс, ты много работал для этого. Использовав свой шанс, ты продолжаешь трудиться, постоянно подтверждая, что достоин. Жесткая конкуренция, дашь слабинку, и вчерашняя заслуга не спасет. Качество всегда на высоте, потому что конкуренция дает качество.
Многие украинские фотографы очень профессиональны, ничуть не хуже чем в Америке, но у них нет возможностей для развития, совершенствования. Очень скудные возможности для пиара и самопродвижения. У нас не готовы платить «честную» цену за хорошее фото. Многие покупатели не понимают, что срезая цену за фото, они закрывают фотографу шансы на развитие – теперь ему придется бегать в поисках заказов, чтобы прокормится, и он теряет время, которое мог потратить на саморазвитие, на поиски новых форм. Позже те же покупатели удивляются, что у фотографа нет новых фотографий, что он застыл в своем творчестве.
Ну и стоит напомнить, что хороший фотоаппарат стоит в районе 10 тыс. долларов и выше, компьютер, на котором можно качественно обрабатывать фотографии от 5 тыс. долларов. И расходы на охоту за фотографиями совсем немаленькие, потому что уникальные фотографии имеют обыкновения прятаться в труднодоступных отдаленных местах и в весьма опасных ситуациях.
Читайте также:
Интервью с С.Тумасовым: Там, где рождается земля
Фото Сергея Тумасова продано на благотворительном аукционе за 100 тыс. грн
Интервью с Лалой Тарапакиной: «Украину чувствую, люблю и восхищаюсь»